Syzran-avto.ru

Автомобильный журнал
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулятор напряжения нива шевроле

Реле с щеточным узлом в генератор (9402-03,-04,14В,80А)

  • Производитель: ОРБИТА
  • 0 отзывов
  • Описание
  • Характеристики
  • Видео
  • Отзывы <0 ? ‘(‘ + product.reviewsCount +’)’ : »>>

Уважаемые покупатели, во избежание ошибок при отправке р еле регулятора напряжения 844.3702 , в строке «Комментарий» указывайте артикул, напряжение и силу тока генератора, модель вашего автомобиля, год выпуска.

Генераторы на автомобилях ВАЗ – предназначены для преобразования механической энергии вращения коленчатого вала двигателя автомобиля в электрическую энергию. Автомобильный генератор используется для зарядки аккумуляторной батареи автомобиля, а так же для питания системы зажигания, фар и габаритных огней, бортового компьютера, аудиосистемы, системы вентиляции и отопления и других штатных электропотребителей.

Регулятор напряжения (реле-регулятор) – преобразователи электрической энергии, позволяющие получить на выходе заданное напряжение; представляют собой электронные блоки из нескольких компонентов.

Многофункциональный регулятор напряжения 844.3702 предназначен для поддержания напряжения бортовой сети автомобиля в заданных пределах во всех режимах работы системы электрооборудования при изменении частоты вращения ротора генератора, электрической нагрузки, температуры окружающей среды.

Данный регулятор напряжения используется совместно с выпрямительными ограничительными блоками без дополнительных диодов в составе генераторов.

1. Для сглаживания переходных процессов и уменьшения механических нагрузок на приводной ремень генератора регулятор напряжения имеет функции плавного возбуждения генератора и плавной реакции на подключаемую электрическую нагрузку максимальной длительностью 2,5±0,5сек.

2. В регуляторе напряжения предусмотрена возможность световой индикации неисправностей генераторной установки по высокому и низкому напряжению на выходе генератора, низкому напряжению на фазе генератора (например, в случае обрыва приводного ремня генератора), а также в случае короткого замыкания по цепи возбуждения.

В регуляторе напряжения 844.3702 предусмотрен ряд защит от аварийных режимов: от короткого замыкания по цепи возбуждения, по цепи контрольной лампы, защиты от перенапряжений по входу регулятора

Регулятор напряжения 844.3702 обеспечивает полное отключение обмотки возбуждения генератора от бортовой сети, что повышает надежность и безопасность системы электроснабжения.

Контроль и регулирование напряжения производятся непосредственно на выходной клемме генератора — по такому принципу строятся все схемы электроснабжения современных зарубежных автомобилей высокого класса. Контроль запуска генератора, а также контроль его частоты вращения производится непосредственно на одной из выходных силовых обмоток. Регулятор 844.3702 устанавливается непосредственно на генераторе, где предусмотрена установка регуляторов, при помощи штатных крепежных элементов.

Регуляторы напряжения выпускаются в климатическом исполнении О категории 2 по ГОСТ 15150. Регуляторы соответствуют требованиям к устойчивости при климатических воздействиях по ГОСТ 25467. Регуляторы соответствуют требованиям по электромагнитной совместимости ГОСТ 28751.

Технические характеристики многофункционального регулятора напряжения со щёточным узлом (МФРН) 844.3702:

— Диапазон рабочих температур, — 50 …+125 ˚С;

— Напряжение регулирования с АкБ при t˚ = 25±10˚С и нагрузке генератора 5А, 14,25 … 14,75 В;

— Максимальный ток выходной цепи, 5,0 А;

— Коэффициент термокомпенсации Uрег, -7,0 ± 1,5 мВ/˚С;

— Остаточное напряжение на выходе при токе 5А, не более 0,8 В;

— Верхний порог индикации по выходу, 16,1 … 17,2 В;

— Нижний порог индикации по выходу, 10,6 … 11,7 В;

— Порог индикации по низкому фазному напряжению, 3,5… 8,0 В;

— Длительность плавного подключения нагрузки (LRC-функция), 2,5 ± 0,5 сек;

— Максимально допустимое длительное воздействие повышенного напряжения питания, 30 В;

— Максимально допустимые импульсные перенапряжения по ГОСТ 28751, В

тип импульсов 5, степень жёсткости II, функциональный класс В;

— Пороговый ток защиты по цепи возбуждения, 7,0 … 12,0 А;

— Пороговый ток защиты по цепи индикаторного элемента, 1,0 … 2,0 А.

Рис.2 Регулятор напряжения многофункциональный 844.3702

1. генератор; 2. регулятор напряжения; 3. обмотка возбуждения генератора; 4. обмотка статора; 5. контрольная лампа или светодиод, 6. контакты замка зажигания; 7. выпрямительный блок; 8. Конденсатор; 9. аккумуляторная батарея.

С целью повышения надежности регулятора напряжения, в нём предусмотрен ряд защит от аварийных режимов: от короткого замыкания по цепи возбуждения, по цепи контрольной лампы, защиты от перенапряжений по входу регулятора напряжения.

Ротор и статор – составляющие электрической машины (в данном случае, генератора), где неподвижная часть называется статор, подвижная – ротор. Статор и ротор разделены воздушным зазором. Их активными частями являются обмотки и магнитопровод; все остальные части — конструктивные, обеспечивающие необходимую прочность, жёсткость, охлаждение, возможность вращения и т.п.

Щеточный узел – обеспечивает электрическое соединение цепи ротора с цепями, расположенными в неподвижной части машины; представляет собой два скользящих контакта.

Блок выпрямителей (диодный мост) – предназначены для преобразования («выпрямления») переменного тока в пульсирующий; представляют собой конструкцию из нескольких диодов.

Генератор 2170–3701010 с током отдачи до 115 А и Генератор 1119–3701010 с током отдачи до 85 А (двигатель 11194) — невзаимозаменяемы , точки крепления расположены в разных местах. При этом в регулировке натяжения ремня на 11194 применяется дополнительный ролик в сборе с кронштейном

На двигателях 21116 и 21126 такого ролика нет, натяжение ремня регулируют смещением самого генератора и проверяют прибором-частотомером.

Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения помех радиоприему между выводами «положительных» и «отрицательных» вентилей (между «+» и «массой» генератора) подключен конденсатор емкостью 2,2 мкФ (±20%), расположенный на выпрямительном блоке. При включении зажигания напряжение к обмотке возбуждения генератора подводится через контрольную лампу в комбинации приборов (лампа при этом горит).

После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от дополнительных диодов выпрямительного блока (контрольная лампа гаснет).

Если после пуска двигателя лампа горит, это указывает на неисправность генератора или его цепей.

Другие артикулы товара и его аналогов в каталогах: 9333.3702-04, 844.3702 .

ВАЗ-2170, ВАЗ -2171, ВАЗ -2172, ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112 и др. с генератором 9402.3701-03, ВАЗ — 2123 «Chevrolet Niva» с генератором 9402.3701-04.

Любая поломка – это не конец света, а вполне решаемая проблема !

Как самостоятельно заменить интегралку в генераторе 9402.3701-03, -04 на автомобиле семейства Лада Приора, Chevrolet Niva, ВАЗ 2110-2112.

С интернет – Магазином AvtoAzbuka затраты на ремонт будут минимальными.

Просто СРАВНИ и УБЕДИСЬ .

Не забудьте поделиться со своими друзьями и знакомыми найденной информацией, т. к. она им тоже может понадобится — просто нажмите одну из кнопок социальных сетей, расположенных выше.

Регулятор напряжения нива шевроле

Сообщение в форуме, оригинал.

Что мы имеем?!

А имеем мы генератор КЗАТЭ 9412.3701 производства ОАО «Завод им А.М.Тарасова» (ОАО «ЗиТ») с низким (для современных АКБ) напряжением регулирования.

Кто виноват?

Регулирование напряжения осуществляется через специально предназначенные для этого дополнительные диоды, при этом выходное напряжение и напряжение регулирования равны только при отсутствии нагрузки. При проявлении нагрузки и её росте разница между этими значениями пропорционально растет.

Что делать?

С 2004 года на конвейер АвтоВАЗа стали поступать новые генераторы для автомобилей 2110, 2123, снабженные новым поколением регуляторов напряжения. Регуляторы нового образца измеряют напряжение на силовом выводе В+ генератора, вследствие чего имеют весьма точное представление о напряжении на аккумуляторе/в борт. сети. Напряжение регулирования находится на оптимальном для современных АКБ уровне. Кроме того, они имеют еще ряд плюсов, но это нам не особо важно. Итого, будем устанавливать такой регулятор в наш генератор.

Как делать?

Для начала нам потребуется приобрести регулятор напряжения для генератора 9402.3701-03 или 9402.3701-04. Второй является лучшим выбором, т. к. его корпус совместим с нашим пыльником щеточного узла. Я купил регулятор напряжения 941.3702 производства ОАО «Автоэлектроника», г. Калуга.

Затем, вместо стандартных клемм на регулятор напряжения нужно установить такие, как показаны на фото выше. Обязательно применять клеммы с такими же диаметрами отверстий, как я указал, иначе это чревато КЗ.

Регулятор готов к установке.

Беремся за генератор!

Снимаем пластиковую крышку и старый регулятор напряжения. Выпрямительный блок снят для удобства, его снимать не обязательно. Берем бокорезы и перекусываем соединение дополнительных диодов с выводом D (61). Это необходимо для того, чтобы при работе новый РН не переходил в аварийный режим.

Теперь подготовительные процедуры завершены и можно устанавливать РН в генератор.

Подключаем РН, так как показано на фото. При подключении клеммы к выводу одной из обмоток не забываем текстолитовую шайбу и следим за тем, чтобы между ботом и клеммой не было контакта.

На этом модернизация заканчивается и генератор можно возвращать на машину.

Установка трехуровневого регулятора напряжения в Шевроле Ниву (ВАЗ 2123)

Еще с самого приобретения ШНГ и после установки на нее бортового компьютера Штат Спикер, я наблюдал на нем показания пониженного напряжения. Обычно оно без потребителей не превышало 13,5-13,6В, а при повышенном потреблении — обогрев зеркал, печка, фары дальнийближний, да еще и при включении обоих вентиляторов на полную силу — так вообще крутилось около 12В, а иногда проваливалось и до 11,5-11,8В, что вызывало нервное верещание БК. Когда руки доходили, я с переменным успехом пытался бороться с этим — был заменен штатный генератор 80А на ПРАМО 100А, замерял напряжение на аккумуляторе — и тестер показывал приемлемые 14,2В, проверял состояние клемм аккумулятора — отличное, протягивал гайки массы на контроллере (оттуда берет показания мой БК, а не сам замеряет), но БК все равно показывал пониженное напряжение — и я уже стал грешить на погрешности показаний самого БК. Единого понимания проблемы и ее решения на тот момент у меня не было. Но однажды я что-то делал возле аккумулятора (снималставил его, что-то там в том районе моторного отсека колхозил) и после этого, через несколько дней, рецидивы недостаточного напряжения довольно существенно усилились — вплоть до того, что в частых пробках БК при включении вентиляторов стал так часто верещать о пониженном напряжении, что уровень травматизма моей нервной системы был очень быстро и критически превышен. Я решил неотложно заняться кардинальным решением проблемы (тем более в свете предстоящей установки лебедки).

Первым решением была замена генератора ПРАМО 100А на ПРАМО 120А, 100амперник отправился в ЗиП. Были мысли поставить 135амперного китайца, но его надежный ресурс вызывал вопросы, как и ремонтопригодность (как понимаю, диодный мост на него найти — это редкость), в итоге остановился на отечественном ПРАМО в 120А. Некоторым минусом его является, на мой взгляд, необходимость при замене диодного моста отпаивать его контакты (благо в машине есть инвертер на 800Вт и паяльник), но гаечное соединение тут более удобно при ремонте в полевых условиях. В общем, сразу в дорожный ЗиП купил и диодный мост на него.

генератор ПРАМО 120А

Вторым решением была установка на новенький генератор модной штуки — трехуровневого регулятора напряжения. Он имеет три уровня регулировки напряжения — высокий, средний и низкий. При повышенном потреблении (зимой или при активном использовании лебедки, например) выставляется высокий уровень, при ежедневной гражданской езде выставляется средний уровень напряжения, а в жарких летних условиях предполагается установка низкого уровня. При установке лебедки меня более интересовал как раз-таки верхний уровень напряжения. Купил сразу два — один на установку, один в ЗиП.

Имеем заднюю крышку генератора:

задняя так сказать часть генератора

Снимаем ее и получаем вот такую обнаженку — диодный мост и штатный регулятор напряжения (РН) в ответственном винтовом сочленении:

Выводим штатный РН из сочленения путем принудительного откручивания двух гаек и винта, невозбранно изымаем его:

на этой картинке исчез штатный регулятор напряжения

Внедряем на его место новый модный РН путем прикручивания ранее открученных двух гаек и одного винта (для отдельных любителей надежных соединений гайки и винт можно посадить на фиксатор резьбы):

модный трехуровневый регулятор напряжения

В крышке генератора делаем отверстие и без страха вставляем туда проводок, предварительно усаженный в гофру:

дырочка в крышечечке

Внедряем генератор на штатное место и подключаем оставшиеся провода:

Для надежности решил вскрыть блок управления РН и промазать там герметиком для отсутствия там влаги в течении срока эксплуатации. как оказалось производитель позаботился об этом за меня — внутрянка надежно залита лаком:

внутренности блока управления

тулим блок управления на ближайшую шпильку:

блок управления на штатной ближайшей шпильке

ставим на место ему соседом воздушный фильтр:

Как видим, доступ к поставитьснятьпереключить имеется свободный:

доступ к ремонтуупралению

Занимаясь установкой генератора и устанавливая на шпильку блок управления, я решил посмотреть, как там все организовано с точки зрения плюсов и минусов, и массы. Решил проследить массу с генератора — она идет соответственно на двигатель. Думаю — как же она с двигателя попадает на аккумулятор — да по проводку рядом со штатным креплением модуля зажигания. И тут мне пришла светлая мысль — а как же собственно тогда минус с генератора и аккумулятора попадает на кузов и до других потребителей (в т.ч. и до массы на болт контроллера который измеряет напряжение в бортовой сети и показания которого отображает БК. Напомню, они-то у меня и заниженные)? Слежу по минусовой клемме и, оказывается, масса с аккумулятора на кузов приходит по довольно тонкому проводку на шпильку на боковине рядом с аккумулятором. Трогаю соединение пальцем — соединение совсем разболтано, не затянуто и покрыто коррозией!

масса на кузов с аккумулятора приходит на эту тайную шпильку

В качестве четвертого решения — зачищаю, обтягиваю, ставлю вторую гайку для надежности. проводок жиденький, хорошо бы было заменить его на более толстый, но решаю проблему по-другому — прокидываю как у меня было на моей 21й ниве дополнительный провод массы косичкой с двигателя непосредственно на кузов:

найди косичку на картинке

Пятым решением была установка нового аккумулятора 75Ач (в свете использования лебедки, да и свой старый отдал оперативно отцу, взамен его внезапно кончившегося). итого по напруге на аккумуляторе в результате манипуляций:

Для чего нужно напряжение на Нива Шевроле

Напряжение Нива Шевроле, которое возникает в системе автомобиля, поддерживает работоспособность всех электронных устройств транспортного средства. Система выработки электроэнергии в пределах машины имеет свои особенности, о которых стоит узнать до возникновения различных поломок. Для начала стоит ознакомиться с узлом, который создает электроэнергию.

Генератор

Узел генератора Шевроле Нива позволяет обеспечить весь автомобиль энергией для функционирования всех электронных приборов транспортного средства. Этот узел состоит из 3 основных элементов:

  • генераторной установки — создает переменный ток;
  • выпрямителя — преобразует переменный ток в постоянный;
  • регулятор напряжения — стабилизирует напряжение на выходе.

Общая мощность установки в 5000 оборотов в минуту позволяет поддерживать постоянное напряжение величиной 13-14 В, сила тока при этом составляет 55-60 А. Эти характеристики являются оптимальными для нормального рабочего состояния авто.
Выработанная генератором электроэнергия распределяется на все потребители системы, а остальное идет на подзарядку аккумулятора во время работы двигателя.
Сам генератор расположен возле двигателя и соединен с его коленвалом посредством ременной передачи. Нижняя его часть крепится 2 специальными лапами к кронштейну двигателя 1 болтовым крепежом. Сверху устройство закреплено на планке через шпильку.
Поскольку узел в ВАЗ 2123 расположен очень близко к двигателю автомобиля, он имеет надежную конструкцию, которая выдерживает нагрузки от вибрации, температуры, а также влажную среду и грязь. Ломается генератор редко, но вот некоторые его детали приходят в негодность по истечении определенного срока эксплуатации, например, щетки.

Специфика эксплуатации

Генератор на Нива Шевроле работает благодаря эффекту электромагнитной индукции — когда подвижное электромагнитное поле создает переменный ток. В конструкции есть несколько катушек, которые и создают поле. А также приемник, который снимает с них электричество.

Нередко ломается реле регулятор. После пробега 100 или даже 120 тыс. км и более эта деталь имеет риск в любой момент почти рассыпаться, если вовремя ее не заменить. Для замены подойдет реле регулятор 2123 КЗАТЭ серии С3, артикул 845.3702.

Выявление неполадок

Ремонт генератора Нива Шевроле может понадобиться лишь в некоторых случаях, когда замена деталей не решает проблемы. Есть несколько признаков, после которых стоит проверить исправность узла генератора. Они следующие:

  1. После запуска двигателя лампочка-индикатор с обозначением аккумулятора должна погаснуть. Если после начала работы движка сигнал все еще работает, значит заряд аккумуляторной батареи не производится, напряжение генератора недостаточно для заряда.
  2. При включенном двигателе свет фар стал тусклым. Заряд от батареи хоть и есть, но он слишком мал, чтобы поддерживать нормальную работу электронных устройств в автомобиле, измерительные приборы показывают низкие характеристики напряжения — 12 В.
  3. Раздается шум со стороны мотора, кроме того, наблюдаются 1 и 2 пункты. Звуки могут напоминать столкновение металлических поверхностей или свист. Скорее всего, сломался подшипник и требуется его замена.

Эти 3 признака помогут выявить, но не распознать неполадку. Без специальных устройств очень трудно догадаться, какая именно деталь повреждена. Четкое представление о поломке может дать только диагностика в сервисе.

Схема и устройство генератора, конечно, помогут в поисках поломки, но если человек прежде не производил подобный ремонт самостоятельно, лучше отвезти авто в сервис.

Замена ремня

Ремень является частью системы передач между двигателем и генератором, поэтому его состояние напрямую влияет на работу генераторной установки. Во время эксплуатации он может порваться, что приведет к остановке производства тока в машине. Этого не стоит допускать, поэтому если на нем есть повреждения, его нужно заменить на новый.
Для замены потребуются следующие инструменты:

  • монтировка;
  • отвертка;
  • набор ключей;
  • домкрат, чтобы поднять машину.

Процесс замены следующий:

  1. Отключаем аккумулятор, затем крестовой отверткой откручиваем крепежи датчика коленвала.
  2. Ослабляем гайку крепления ремня.
  3. Правую сторону авто размещает под домкратом, поднимаем ее, включаем 4 передачу.
  4. Вращаем правое колесо и стаскиваем ремень сначала со шкива помпы.
  5. Новый устанавливаем в обратном порядке. Ремень размещается на шкиве коленвала и только в конце закрепляется на генераторе.
  6. Вращаем колесо, чтобы ремень прошел натяжку и занял нужное положение.
  7. Закручивается гайка крепления. Устанавливается датчик коленвала.
  8. Размещается ремень на детали в таком порядке: коленвал, затем верхний ролик натяжения, правый нижний шкив, нижний ролик натяжения, помпа, генератор.

Как снять генератор

Если понадобилось ремонтировать генератор на Шеви Нива, то его придется демонтировать следующим образом:

  1. Ключом на 10 ослабляются гайки крепежей рядом с натяжным роликом. Они находятся сбоку.
  2. Чуть дальше размещен винт регулировки, его тоже нужно извлечь.Снимаем ремень.
  3. Откручиваем боты крепления генератора. Вооружаемся ключами на 17 и на 13.
  4. Позади генератора отключаем 2 проводка, только после этого можно безопасно вытащить генератор из посадочного места;
  5. Подключение новой детали производится в обратном порядке с последующей установкой ремня и его натяжением.

Демонтаж регулятора напряжения

Регулятор напряжения можно извлечь из Нива Шевроле для замены, воспользовавшись плоской отверткой и ключом на 8. Порядок следующий:

  1. Делать это стоит, если напряжение в системе не соответствует норме — меньше 13.5 В.
  2. Отключаем провод от «минуса» аккумулятора.
  3. Колодку генератора с выводом D+ отключить. Поворачиваем резиновый чехол в сторону, откручиваем гайку.
  4. Отключаем провода от шпильки.
  5. Откручиваем гайку фиксации клеммы цепочки возбуждения генератора, а после снимаем саму клемму.
  6. Ослабляем 3 винтовых крепления пластикового кожуха генераторной установки, снимаем кожух.
  7. Далее еще 2 гайки крепления, которые фиксируют регулятор напряжения.
  8. Отключаем винт фиксации клеммы к D+ шине от выпрямителя, после чего можно наконец снять сам регулятор напряжения.

Генератор на Ниве работает очень долго и без особых проблем пробудет в эксплуатации несколько лет. Со временем его мощность заметно падает, тогда и стоит заменить несколько его деталей или весь узел. Если после замены проблему с падением мощности устранить не удалось, стоит отправиться в сервисный центр на диагностику.

Руководства и советы по ремонту автомобилей Шевроле

В общем предыстория такая — еще с самого приобретения ШНГ и после установки на нее бортового компьютера Штат Спикер я наблюдал на нем показания пониженного напряжения. обычно оно без потребителей не превышало 13,5-13,6В. а при повышенном потреблении — обогрев зеркал, печка, фары дальнийближний, да еще и при включении обоих вентиляторов на полную силу — так вообще крутилось около 12В, а иногда проваливалось и до 11,5-11,8В, что вызывало нервное верещание БК и как следствие травму моей нервной системы. когда руки доходили я с переменным успехом пытался бороться с этим — был заменен штатный генератор 80А на ПРАМО 100А, замерял напряжение на аккумуляторе — и тестер показывал приемлемые 14,2В, проверял состояние клемм аккумулятора — отличное, протягивал гайки массы на контроллере (оттуда берет показания мой БК, а не сам замеряет), но БК все равно показывал пониженное напряжение — и я уже стал грешить на погрешности показаний самого БК. в общем единого понимания проблемы и ее решения на тот момент у меня не было. и тут судьба сделала ход конем)


Генератор ПРАМО 120А

Вторым решением было установка на новенький генератор модной штуки — трехуровневого регулятора напряжения. сия модная хрень имеет три уровня регулировки напряжения — высокий, средний и низкий. при повышенном потреблении (зимой или при активном использовании лебедки например. выставляется высокий уровень, при ежедневной гражданской езде выставляется средний уровень напряжения, а в жарких летних условиях предполагается установка низкого уровня. собственно в свете установки лебедки меня более интересовал как раз таки верхний уровень напряжения. купил как обычно сразу два — один на установку, один в ЗиП.

И так сия модная штука устанавливается таким образом — имеем заднюю крышку генератора:

Задняя так сказать часть генератора

Снимаем ее и получаем вот такую обнаженку — диодный мост и штатный регулятор напряжения (РН) в ответственном винтовом сочленении:

Соответственно выводим штатный РН из сочленения путем принудительного откручивания двух гаек и винта, невозбранно изымаем его:


На этой картинке исчез штатный регулятор напряжения

Внедряем на его место новый модный РН путем прикручивания ранее открученных двух гаек и одного винта (для отдельных любителей надежных соединений гайки и винт можно посадить на фиксатор резьбы.


Модный трехуровневый регулятор напряжения

В крышечечке генератора делаем дырочечку и без страха всовываем тудась проводочичек, предварительно усаженный в гофру:


Дырочка в крышечечке

Внедряем генератор на штатное место и подключаем оставшиеся провода:

Целевая модель

Для пущей надежности решил вскрыть блок управления РН и промазать там герметиком для отсутствия там влаги в течении срока эксплуатации. как оказалось производитель позаботился об этом за меня — внутрянка надежно залита лаком:

Внутренности блока управления

Тулим блок управления на ближайшую шпильку:

Блок управления на штатной ближайшей шпильке

Ставим на место ему соседом воздушный фильтр:

Как видим доступ к поставитьснятьпереключить имеется свободный:

Доступ к ремонтуупралению

И тут случилось ВНЕЗАПНО) возясь с установкой генератора и примастыривая на шпильку блок управления, я решил посмотреть как там все организовано с точки зрения плюсов и минусов и массы. решил проследить массу с генератора — она идет соответственно на двигатель. далее думаю — а как же она с двигателя попадает на аккумулятор — да по проводочечечку рядом со штатным креплением модуля зажигания. и тут мне пришла светлая мысль — а как же собственно тогда минус с генератора и аккумулятора попадает на кузов и до других потребителей (в т.ч. и до массы на болту контроллера который измеряет напряжение в бортовой сети и показания которого отображает БК — напомню они-то у меня и заниженные)? слежу по минусовой клемме и… оказывается масса с аккумулятора на кузов приходит по довольно тонкому проводочку на шпильку на боковине рядом с аккумулятором… затаив дыхание я трогаю соединение пальцем… и моей радости и неприличным словам нет придела — соединение разболтано, не затянуто и покрыто коррозией! вот она где собака зарыта!


Масса на кузов с аккумулятора приходит на эту тайную шпильку

Таким образом, в качестве четвертого решения — зачищаю, обтягиваю, ставлю вторую гайку для надежности. проводок жиденький, хорошо бы было заменить его на более толстый, но решаю проблему по другому — прокидываю как у меня было на моей 21й ниве дополнительный провод массы косичкой с двигателя непосредственно на кузов:


Найди косичку на картинке

Ну и пятым решением была установка нового аккумулятора 75Ач (в свете использования лебедки, да и свой старый отдал оперативно отцу, взамен его внезапно кончившегося). итого по напруге на аккумуляторе в результате манипуляций:


Средний уровень


Нижний уровень


Повышенный уровень

Генератор Нива Шевроле

Устройство генератора на Нива Шевроле

Генератор типа 9402.3701-01 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения (со стороны привода).
Генератор Нива Шевроле 9402.3701-01: 1 – выпрямительный блок; 2 – втулка подшипника; 3 – задний подшипник вала ротора; 4 – контактные кольца; 5 – защитная втулка; 6 – вывод «В+» генератора; 7 – прокладка; 8 – кожух; 9 – регулятор напряжения со щеткодержателем; 10 – стяжной винт; 11 – задняя крышка; 12 – статор; 13 – передняя крышка; 14 – дистанционное кольцо; 15 – передний подшипник; 16 – шкив; 17 – шайба; 18 – ротор.

Схема соединений системы генератора Шевроле Нива

1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов; 4 – монтажный блок; 5 – выключатель зажигания.
Схема соединений генератора показана на рисунке выше. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 3, расположенную в комбинации приборов. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора.
Вывод «W» генератора на автомобилях семейства Ваз-2123 не используется. Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя – гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее вполнакала говорит о неисправностях.

Технические характеристики генератора для Нивы Шевроле

  • Максимальная сила тока отдачи (при 13 В и 6000 мин -1 ), А — 80
  • Пределы регулируемого напряжения, В — 13,2-14,7
  • Передаточное отношение двигатель-генератор — 1:2,16

Снятие и установка генератора Нива Шевроле

Перед началом снятия генератора необходимо его об источить — снять клемму минус аккумуляторной батареи.

Отсоедините колодку с проводом от вывода «D» генератора

Снимите защитный чехол

Отверните гайку и отсоедините провода от контактного болта (вывод «В+»)

Отверните гайку болта крепления генератора к натяжной планке

Отверните гайку болта нижнего крепления генератора

Снимите ремень привода генератора, как снять ремень генератора Шива Шевроле показано на рисунке

Выньте болт и с помощью монтажной лопатки выведите генератор из кронштейна

Снимите генератор с Нивы Шевроле.

Установка генератора на Шевроле Ниву производится в обратном порядке его снятию. После установки генератора отрегулируйте натяжение ремня привода генератора.

Ремонт генератора Нива Шевроле своими руками

Для разборки, ремонта и сборки генератора на Шеви Нива Вам потребуются: ключи «на 10», отвертки с крестообразным и плоским лезвиями, омметр (автотестер), контрольная лампа.


Устройство генератора Нива Шевроле : 1 – гайка; 2 – шайба; 3 – шкив; 4 – передняя крышка; 5 – дистанционное кольцо; 6 – ротор; 7 – статор; 8 – задняя крышка; 9 – кожух; 10 – прокладка; 11 – защитная втулка; 12 – выпрямительный блок с конденсатором; 13 – щеткодержатель с регулятором напряжения.

Отожмите три защелки крепления задней крышки генератора

Снимите пластмассовый кожух генератора

Выверните два винта крепления регулятора напряжения Нива Шевроле

Снимите регулятор напряжения со щеткодержателем

Отсоединив провод от клеммы регулятора

Выверните четыре винта крепления выпрямительного блока и винт крепления конденсатора Нива Шевроле

Отогните три вывода обмотки статора так, чтобы они дали возможность снять выпрямительный блок

Снимите выпрямительный блок с конденсатором

Для замены конденсатора отверните гайку контактного болта, снимите шайбу и распорную втулку. Снимите с контактного болта наконечник провода конденсатора

Выверните четыре стяжных винта (винты затянуты большим моментом). Под головками винтов установлены пружинные и плоские шайбы

Поддев отверткой, снимите крышку генератора со стороны контактных колец. Зажмите ротор генератора в тисках (не слишком сильно, чтобы ротор не проворачивался) и отверните гайку крепления шкива. Снимите пружинную шайбу и шкив.

Снимите упорную шайбу генератора

Выньте ротор генератора Нива Шевроле из крышки со стороны привода

Снимите с вала ротора дистанционное кольцо

Осмотрите контактные кольца. Если на них имеются задиры, риски, царапины, следы износа от щеток и т.п., кольца необходимо прошлифовать. Если повреждение колец не удается вывести шкуркой, можно проточить кольца на токарном станке, снимая минимальный слой металла, и затем прошлифовать

Проверьте омметром (тестером) сопротивление обмотки ротора, подсоединив его к контактным кольцам. Если омметр покажет бесконечность, значит, в обмотках обрыв и нужно заменить ротор

Проверьте контрольной лампой, нет ли замыкания обмотки на корпус ротора. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Один провод подсоедините к корпусу ротора, а второй – поочередно на каждое кольцо. В обоих случаях лампа не должна гореть. Если хотя бы в одном случае лампа горит, значит, происходит замыкание и необходимо заменить ротор

Осмотрите статор. На внутренней поверхности статора не должно быть следов задевания якоря о статор. Если есть износ, надо заменить подшипники или крышки генератора

Проверьте, нет ли обрыва в обмотке статора. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Поочередно подсоедините контрольную лампу между всеми выводами обмотки. Во всех трех случаях лампа должна гореть. Если лампа не загорается, произошел обрыв в обмотке. Замените статор или обмотку

Проверьте, нет ли замыкания обмоток статора на корпус. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Подсоедините лампу к выводу обмотки статора, а провод от источника тока к корпусу статора. Если лампа загорается, значит, есть замыкание: необходимо заменить статор или обмотку. Осмотрите крышку генератора со стороны привода в сборе с подшипником. Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или есть следы подтекания смазки, а также обнаружены трещины в крышке, особенно в местах крепления генератора, необходимо заменить крышку в сборе с подшипником (подшипник в крышке завальцован). Проверьте легкость вращения подшипника со стороны контактных колец. Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или есть следы подтекания смазки, подшипник необходимо заменить. Для этого с помощью съемника спрессуйте подшипник с вала ротора и напрессуйте новый с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника. Осмотрите крышку генератора со стороны контактных колец. При обнаружении трещин крышку необходимо заменить.

Схема для проверки регулятора напряжения (реле регулятора) Нива Шевроле


1 – контрольная лампа; 2 – вывод «масса» регулятора напряжения; 3 – вывод «DF» регулятора напряжения; 4 – регулятор напряжения; 5 – вывод «D+» регулятора напряжения; А – к источнику питания.

Проверьте исправность конденсатора. Повреждение конденсатора или ослабление его крепления на генераторе (ухудшение контакта с массой) обнаруживается по увеличению помех радиоприему при работающем двигателе. Конденсатор можно проверить мегомметром или тестером. Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклониться в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться обратно. Проверить выпрямительный блок можно как на снятом генераторе, так и не снимая генератор с автомобиля. Порядок проверки одинаковый. Для наглядности схемы проверки показаны на снятом генераторе. Для проверки на автомобиле отсоедините провода от аккумуляторной батареи и генератора, а также снимите колодку с проводом с клеммы регулятора напряжения.

Так расположены диоды выпрямительного моста генератора Нива Шевроле: 1 – положительные диоды (с красной меткой на корпусе); 2 – отрицательные диоды (с черной меткой на корпусе); 3 – дополнительные диоды.

Диагностика диодного моста Нива Шевроле

Проверьте диоды выпрямительного блока с помощью контрольной лампы 12 В и аккумуляторной батареи. Для проверки замыкания в положительных и отрицательных диодах подсоедините «+» батареи через контрольную лампу к выводу «В+» генератора, а «–» батареи – к корпусу генератора. Лампа гореть не должна; если горит, значит, есть замыкание. Блок необходимо заменить.

Для проверки положительных диодов подсоедините «+» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к выводу «В+» генератора, а провод, идущий от «–» аккумуляторной батареи, – к одному из винтов крепления вывода обмотки статора. Лампа гореть не должна; если горит, значит, есть замыкание в положительных диодах. Блок необходимо заменить.

Для проверки отрицательных диодов подсоедините «+» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к одному из винтов крепления вывода обмотки статора, а провод, идущий от «–» аккумуляторной батареи, – к корпусу генератора. Лампа гореть не должна; если горит, значит, есть замыкание в отрицательных диодах. Блок необходимо заменить.

Для проверки дополнительных диодов подсоедините «+» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к контакту соединительной колодки регулятора напряжения, а провод, идущий от «–» аккумуляторной батареи, – к одному из винтов крепления вывода обмотки статора. Лампа гореть не должна; если горит, значит, есть замыкание в дополнительных диодах. Блок необходимо заменить.

Установка трехуровневого регулятора напряжения на Шеви

Чем меня привлек трехуровневый регулятор напряжения и зачем я его решил установить? Дело в том, что после установки данного регулятора напряжение в бортовой сети можно будет настраивать вручную, а не автоматически. Минимальный режим предполагает работу при повышенной температуре окружающей среды, когда тепле 20 градусов по Цельсию.

А еще этот режим применяется при предельно нагруженной работе машины, например, во время перевозки грузов, движения в заторах, долгих подъемах на возвышенность. Нормальный режим — функционирование при температуре от 0 до 20 градусов по Цельсию. Третий режим максимальный, его запускают при минусовой температуре или при разряженной аккумуляторной батарее. Заказал регулятор, мне его привезли, теперь нужно произвести замену, буду делать это самостоятельно.

Аккумулятор отключаем в обязательном порядке, это обязательное условие, иначе могут наступить печальные последствия, так что лучше потратить пару минут на снятие клеммы. Дальше тоже ничего сложного. Если генератор расположен наверху, то нам понадобится регулятор напряжения 67.3702-02, стоит он примерно 200 рублей. После этого берем гаечный ключ на 10 и отворачиваем контакты «D» и «В».

Удаляем пластиковый кожух, для этого надо будет отщелкнуть три фиксатора. Затем удаляем стандартный регулятор, он держится на двух винтиках, их мы отворачиваем отверткой с крестовым наконечником. Устанавливаем на его место трехуровневый регулятор напряжения. Правда мне не удалось вот так просто поставить его вместо штатного, пришлось немного расширить вентиляционную щель. Провода протягиваем через левую фару, потом заводим на шпильку. Получается так, как будто это было задумано производителем, никакого колхоза.

Устанавливаем переключатель. Проверьте, хороший ли контакт на массе. Если контакт слабоват, то регулятор будет работать плохо, а то и вовсе функционировать не будет, так что лучше еще раз потом все перепроверить. Старый регулятор далеко убирать не стал, потому что я пока еще не уверен ,что он будет работать долго, все зависит от качества нового элемента. Пока что регулятор выполняет возложенную на себя миссию исправно.

Chevrolet Niva Manual

Пускаем двигатель, даем ему поработать несколько минут и доводим обороты коленчатого вала двигателя до 3000 мин-1. Включаем все потребители: дальний свет фар, обогрев стекла двери багажного отделения, вентилятор отопителя и т. д.
Вольтметром замеряем напряжение на выводах аккумуляторной батареи, которое должно быть выше 13,0 В.
Если это не так, неисправны регулятор напряжения, обмотки генератора или окислены контактные кольца ротора генератора. Для того чтобы убедиться в исправности регулятора напряжения, выключаем все потребители, кроме дальнего света фар, и вновь измеряем напряжение. Оно должно быть в пределах 13,2–14,7 В.
Для проверки регулятора напряжения, снятого с генератора…

…подсоединяем к щеткам лампу (1–3 Вт, 12 В), а к выводам щеткодержателя — источник питания постоянного тока, вначале напряжением 12 В, а затем 15–16 В.
В первом случае лампа должна гореть, во втором — нет. Если лампа горит в обоих случаях — в регуляторе пробой, если не горит — обрыв или нарушен контакт между щетками и выводами регулятора напряжения.
В обоих случаях щеткодержатель с регулятором напряжения необходимо заменить.
Для проверки обмотки ротора нужно снять щеткодержатель с регулятором напряжения.
Для проверки короткого замыкания обмотки ротора на «массу»…

…подсоединяем щупы тестера (в режиме омметра) к контактному кольцу и корпусу генератора.
Тестер должен показать бесконечность, в противном случае обмотка замкнута на «массу» и ротор нужно заменить.
Для проверки обрыва обмотки ротора…

…подсоединяем щупы тестера (в режиме омметра) к контактным кольцам.
Если тестер покажет бесконечность, значит, в обмотке есть обрыв и ротор необходимо заменить.
Осматриваем обмотки статора. На изоляции обмоток не должно быть следов перегрева, который является следствием короткого замыкания в вентилях выпрямительного блока.
Если на обмотках есть следы перегрева, статор необходимо заменить.
Для проверки обмоток статора нужно отсоединить выводы обмоток от выпрямительного блока.
Для проверки обрыва в обмотках…

…подсоединяем щупы тестера (в режиме омметра) к выводам обмоток.
Если тестер покажет бесконечность, значит, в обмотке есть обрыв.
Аналогично проверяем остальные обмотки. Для проверки короткого замыкания обмотки статора на «массу»…

…подсоединяем щупы тестера (в режиме омметра) к выводу обмотки и корпусу генератора.
Тестер должен показать бесконечность, в противном случае обмотка замкнута на «массу». Аналогично проверяем остальные обмотки.
Проверку вентилей выпрямительного блока можно выполнить на автомобиле, не снимая генератор.

«Плюс» тестера (в режиме омметра) подсоединяем к выводу В+ генератора, а «минус» — к его корпусу.
Тестер должен показать бесконечность. В противном случае и в блоке положительных, и в блоке отрицательных вентилей имеется короткое замыкание.
Для проверки замыкания в положительных вентилях…

…«плюс» тестера (в режиме омметра) подсоединяем к выводу В+ генератора, а «минус» — к выводу одной из фазных обмоток статора.
Тестер должен показать бесконечность. Если тестер показывает наличие цепи, пробиты один или несколько положительных вентилей.
Для проверки замыкания в отрицательных вентилях…

…«плюс» тестера (в режиме омметра) подсоединяем к выводу одной из фазных обмоток статора, а «минус» — к корпусу генератора.
Тестер должен показать бесконечность. Если тестер показывает наличие цепи, пробиты один или несколько отрицательных вентилей или обмотки статора замыкают на «массу».

Установка трехуровневого регулятора напряжения на LADA

Одной из популярных доработок среди владельцев автомобилей LADA считается установка выносного трехуровневого регулятора напряжения (ТРН). Расскажем про его назначение и как его установить своими руками.

Для чего нужен

Нагрузка на бортовую сеть автомобиля меняется в широких пределах. Зависит это от разных факторов, например, от времени года (температуры) и от источников потребления. Низкое напряжение приводит к недозарядке аккумулятора, что сокращает его срок службы. Выносной трехуровневый регулятор напряжения позволяет переключать уровень напряжения зарядки аккумулятора по желанию (например, минимум 13,6В; максимум 14,7В).

Какой ТРН подходит на LADA

Генератор, артикулАвтомобильТРГ, артикул
26.3701, 37.3701, 371.3701, 372.3701ВАЗ-2107, -2108, -2109, -2110, ОКА67.3702-01
3002.3771, 332.3771, 3202.3771, 3212.3771, 4302.3771, 94.3701, 9402.3701, 9422.3701, 3740.3771-38, 3743.3771-61, 3747.3771-93, eld-a-21214, LG01214ВАЗ, ГАЗ67.3702-02
4052.3701, 409.3701, ПРАМО “ISKRA» 5102.3771, -10, 5112.3771, -10, 5122.3771, -10, -30, 5142.3771, AAK 5727ВАЗ, ГАЗ, УАЗ с генераторами ПРАМО «ISKRA» 5102.3771, 5122.377167.3702-04
Г222ВАЗ-2104, -2105, -210767.3702-09
26.3701, 37.3701, 371.3701, 372.3701ВАЗ-2107, -2108, -2109, -2110, ОКА67.3702-11
3002.3771, 332.3771, 3202.3771, 3212.3771, 4302.3771, 94.3701, 9402.3701, 9422.3701, 3740.3771-38, 3743.3771-61, 3747.3771-93, eld-a-21214, LG01214ВАЗ, ГАЗ67.3702-12
генераторы с дополнительной тройкой диодов, обмотка возбуждения которых подключается в плюсовую цепь673.3702

Инструкция по установке и подключению

Для автомобилей Lada (кроме Vesta, XRAY), автор фото :

1. Снять генератор.

2. Снять пластиковый кожух генератора. Для этого сначала следует отсоединить провод возбуждения генератора. Затем отвернуть гайку со шпильки (ключ «на 10») и отвести силовой провод в сторону. Далее, отстёгиваются 3 защелки на пластиковом кожухе.

3. Снять штатный регулятор напряжения с генератора. Для этого выкрутить два винта (ключ «на 8») и отсоединить провод.

4. Установить трехуровневый регулятор напряжения на генератор вместо штатного.

5. Вывести 2 провода для модуля управления. Сам модуль следует крепить в условиях уверенного контакта с «массой» и как можно дальше от вероятности попадания влаги. Например, на шпильку вблизи правой фары.

Для автомобилей Lada Vesta, XRAY (с генератором Valeo TG12C209).

Этот генератор не отличается от прошлых, отличие только в регуляторе напряжения. Он общается с ЭБУ двигателя по «lin» интерфейсу. Задача этого «lin» — не давать потерь приёмистости на мощностных режимах. Установив ТРН мы отрезаем возможность контролировать регулятор с помощью ЭБУ!

Для этого генератора пока нет готового решения в виде ТРН, поэтому конструкцию придется дорабатывать.

  1. трехуровневый регулятор напряжения (артикул 67.3702-01)
  2. колодка 2-контактная 904576 NORD YADA
  3. регулятор напряжения генератора (оставить штатный (если живые щетки) или ARV1103AD)
  4. провод для питания регулятора (2 метра)

2. Снять регулятор напряжения, открыть крышку и вычистить все из под неё. Установить крышку обратно.

3. Изолировать минусовую щётку от «массы» (например, рассверлить минусовой выход, подложить шайбы). Нужно полностью исключить контакт регулятора с генератором.

4. Припаять разъём «мама» к щёткам.

5. Припаять разъём «папа» к 3-х уровневому регулятору. Также к плюсовому выходу подключить дополнительно провод, который нужен для питания регулятора и ротора.

  • Выход «Ш» на регуляторе — к минусовой щётке.
  • Выход «+» — к плюсовой щётке.

На выход «+» нужно подать 12В, которые появляются при включении зажигания:

Проверяем работу

Как использовать режимы:

  • Положение переключателя «min» — для работы при высокой температуре окружающей среды (выше 20ºС), а также при эксплуатации в особо тяжелых условиях (движение в пробках, затяжные подъемы в горах и пр.);
  • Среднее положение переключателя – для работы при температуре окружающей среды от 0ºС до 20ºС;
  • Положение переключателя «max» — для работы при низкой температуре окружающей среды (ниже 0ºС), а также для подзарядки разряженного аккумулятора.

Без нагрузки:

Средняя нагрузка (ПТФ, габариты, музыка и вентилятор отопителя на первой скорости):

Максимальная нагрузка, активировано максимальное число потребителей:

А вы будете устанавливать на свой автомобиль трехуровневый регулятор напряжения? Участвуйте в опросе, оставляйте свои отзывы в комментариях.

Напомним, еще одна причина низкого напряжения бортовой сети может быть плохая «масса».

Lada 4×4 3D ❦Клубничка❦ › Logbook › Руководство по установке регулятора напряжения нового образца от ВАЗ 2123 в обычную Ниву.

Привет!
Начну с того, что после покупки Нивы всегда удивлялся работе генератора. Даже после замены родного www.drive2.ru/l/2558502/ на более мощный КЗАТЭ 80А от 21214, напряжение бортовой сети сильно менялось в зависимости от нагрузки: фары + печка = приличная посадка на хх. Как так?! В моём Мерседесе электроники в 1млн. раз больше и его родной 90А Bosch даже при полной нагрузке обеспечивает стабильно 14,2В зимой и чётко 13,7В летом на прогретой машине. Чтобы я не включал, чтобы не отключал, напряжение НЕ МЕНЯЕТСЯ на любых оборотах двигателя! Только при запуске в мороз холодного двигателя напряжение поднимается до 14,7В. При всём этом, никаких трёхуровневых регуляторов напряжения Мерседесом не предусмотрено. :-)))
Учитывая не очень большую разницу мощностей генераторов (80А Нивы против 90А Мерседеса) делаем выводы об эффективности работы их регуляторов напряжения (РН)…
К счастью, Отечественный автопром начал «догонять» зарубежный и выпустил РН нового образца, аналоги которого в иномарках эксплуатируются лет эдак 20-30., и ставятся они на Шнивах, Приорах, Калинах последних выпусков.
Особенностью РН нового образца являются:
1-е и основное: напряжение контролируется на выводе В+, т.е по сути на самом аккумуляторе, а не на выводе дополнительных диодов,
2-е: не нужно стороннее напряжение на выводе D (тот, к которому подключен тоненький проводок) для питания обмотки возбуждения, т.к. оно берётся с вывода одной из обмоток, т.е. вывод D используется только для работы контрольной лампы зарядки (кстати РН нового образца «умеет» сигнализировать как об отсутствии зарядки, так и о завышенном напряжении) и для сигнала включения генератора,
ну и 3-е: питание на обмотку возбуждения подаётся после «раскрутки» генератора до 400 об/мин (не путать с оборотами двигателя!), это полезно при холодном пуске, т.к. невозбуждённый генератор не создаёт нагрузку на стартер.
Теперь про установку такого РН в генератор ВАЗ 21214 КЗАТЭ 80А.
Мне попался РН 845.3702 «Орбита» от Шевроле-Нивы (но бывают в продаже и другие его аналоги, совместимые нашим пыльником:
941.3702 — Автоэлектроника,
611.3702-05 — Энергомаш,
7931.3702 И4 — Электромодуль, Беларусь).

1. Бюджетный (сори, часть фото взята из сети):
Снимаем генератор с автомобиля и открываем заднюю пластиковую крышку. Видим это:

Читать еще:  Датчик включения вентилятора ваз 2109 инжектор
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector