Syzran-avto.ru

Автомобильный журнал
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сменить ступичный подшипник переднего колеса на Renault Logan?

Передний ступичный подшипник Рено Логан без абс

Ступичные подшипники в Рено Логан не могут похвастаться добротным ресурсом и склонны выходить со строя спустя непродолжительный пробег. По отзывам владельцев эти детали ходовой части подают признаки износа уже к 30 тыс. км. Данное обстоятельство склоняет многих обладателей практичного Рено Логан выполнять самостоятельные замены подшипников на передней и задней осях.

В данном материале мы приложим усилия, чтобы раскрыть весь перечень нюансов, связанных с оперативной и корректной заменой указанных деталей своими руками.

Как выбрать подшипники?

Если в салон Renault Logan стал доноситься неприятный посторонний шум, который возникает при езде, то первым и незамедлительным действием следует проверить состояние ступичных подшипников. Выбирая деталь, обращаем внимание в сторону качественных аспектов, а также не забываем о производителе. Рекомендуем склониться к приобретению оригинального продукта. Не следует поддаваться терзающему вас соблазну купить дешевый аналог, поскольку качество этого элемента напрямую влияет на безопасность в движении.

Чтобы выбрать подшипник, соответствующий по своим параметрам именно конкретному автомобилю Renault Logan, потребуется воспользоваться специальным справочником.

Рассматриваемые детали, предназначенные для передней оси, имеют в своем конструктиве ряд отличий от таковых компонентов, устанавливаемых в задние ступицы. Также различима и технология их замены.

Какой взять инструмент?

Рекомендуем приступать к ремонтному процессу только после полного «вооружения» ниже обозначенным инструментом.

  1. Желательно подъемник, а в его отсутствие подойдет и подкаткой домкрат.
  2. Удлиненный вороток, в придачу к которому запасаемся торцовыми головками.
  3. Обычный ключевой набор с типоразмерами: «10» — «22».
  4. Отвертки: «Торкс» и обыкновенные.
  5. Пресс, но, если он недоступен, пользуемся тисками, обладающими плоскими губками.
  6. Пассатижи или иное приспособление, позволяющее извлечь шплинты.
  7. Молотки.
  8. Оправки для извлечения и запрессовки подшипников.
  9. Средство для демонтажа и установки стопорных колец.

Замена

Перед тем, как начнется замена ступичного подшипника, причем неважно задний это будет или передний, запасаемся достаточным количеством ветоши и перчатками, ведь извлечение старых деталей – «грязная» работа, а монтаж новых подшипников предполагает чистоту. Алгоритм замены элемента с одной стороны будет актуален и для другой.

  1. По традиции вывешиваем автомобиль Рено Логан одним из ранее обозначенных подъемных средств, без этого маневра замена ступичного подшипника невыполнима.
  2. Гайки крепления колесного диска и центральную гайку ступицы ослабляем до вывешивания!
  3. Снимаем колесо и чистим резьбу шлицевого вала ШРУС.
  4. Снизу откручиваем узел крепления суппорта тормозного механизма, и после его демонтажа снимаем диск тормозного устройства Renault Logan.
  5. Отсоединяем разъем датчика системы ABS и удаляем его в сторону.
  6. Переходим к демонтажу поворотного кулака. Вначале откручиваем и извлекаем из проушины цапфы палец рулевого наконечника.
  7. Откручиваем и выводим из поперечного рычага шпильку стабилизатора.
  8. Теперь переходим к шаровой опоре. Для ее высвобождения отвинчиваем стяжной болт, который извлекаем из проушин, фиксирующих шаровой наконечник опоры в поворотном кулаке.
  9. После высвобождения опоры рычага перемещаемся к отсоединению нижнего крепления амортизационной стойки к поворотной цапфе. Крепеж выполнен посредством двух болтов на «18».
  10. Откручиваем центральную гайку вала ШРУС и извлекаем полуось в сборе из посадочного гнезда в ступице. Отводим и подвязываем ее (к чему удобно) дабы не нагружать внутренний шарнир (ШРУС).
  11. Действуем на снятом кулаке со ступицей. Зафиксировав узел на верстаке, производим выпрессовку ступицы из цапфы. Здесь наблюдаем разрушение подшипника.
  12. Воспользовавшись приспособлением, извлекаем стопорное кольцо, после чего выбиваем из корпуса кулака оставшуюся наружную обойму.
  13. Посадочное гнездо под новый подшипник смазываем специальным средством.
  14. Запрессовку подшипника выполняем на прессе или в тисках с применением соответствующей оправки.
  15. Теперь устанавливаем стопорное кольцо.
  16. Подложив оправку под контур внутренней обоймы подшипника, производим запрессовку ступицы до упора.

Сборка узла осуществляется с учетом обратного порядка. Не забываем соединить разъем датчика антиблокировки тормозов.

Замена заднего элемента

Замена ступичного подшипника имеет некоторые отличия, если меняется передний или задний.

  1. После подъема автомобиля Рено Логан снимаем колесо.
  2. Откручиваем гайку, посредством которой зафиксирована ступица.
  3. Снимаем ступицу и извлекаем стопорное кольцо из ее внутренней части.
  4. Применив усиленный молот и оправку, выпрессовываем старый подшипник.
  5. Смазываем место посадки новой детали, после чего запрессовываем ее.
  6. Устанавливаем назад стопорное кольцо (посадка в специально предназначенные проточки).
  7. Надеваем ступицу на полуось и затягиваем гайку ее фиксации.
  8. Монтируем узел тормозного механизма.
  9. Возвращаем на свое место колесо и снимаем автомобиль Рено Логан с подъемного устройства.

Замена ступичного подшипника полностью завершена.

Итоги

Из вышеприведенного материала видно, что замена ступичного подшипника, причем это может быть, как передний, так и задний, которыми оснащена ходовая часть популярной модели Рено Логан, не является особо сложной процедурой, даже если все делать своими руками. Здесь основным условием будет присутствие потребного инструмента и желания реализоваться в самостоятельном ремонте.

Замена подшипника передней ступицы Рено Логан

Здравствуйте. Покажем замену подшипника передней ступицы на Рено Логан с ABS. В общем замена аналогична и без ABS, но есть один нюанс о котором рассказано в инструкции ниже.

Инструменты:

  • ключ для колесных болтов
  • головка на тридцать, восемнадцать, шестнадцать
  • ключ на восемнадцать, шестнадцать
  • силовой вороток
  • проникающая смазка
  • домкрат
  • плоская отвертка
  • проволока
  • молоток
  • Torx T40
  • плоская отвертка (ударная)

У вас нет какого-то из выше перечисленных инструментов, рекомендую покупать инструмент от производителя Jonnesway https://jonnesway-ukraine.com.ua/kljuchi/razvodnye/

Артикул:

  • подшипник от SNR для Логан с ABS — R155.75

Пошаговая инструкция

1. Пока автомобиль на колесах срываем ступичную гайку с той стороны где будете менять подшипник. Гайка под головку на тридцать. Усилие затяжки достаточно большое, поэтому берите вороток по мощнее.

Так же перед откручиванием гайку можно взбрызнуть проникающей смазкой.

2. Срываем колесные болты, поддомкрачиваем, выкручиваем болты и снимаем колесо.

3. Полностью выкручиваем ступичную гайку.

4. Если у вас машина с ABS значит нужно отключить датчик. Вынимаем датчик он закреплен на пружинке.

Для удобства отгибаем немного вверх кронштейн крепления провода ABS.

5. Теперь нам нужно открутить рулевой наконечник и отвести в сторону. Это мы показывали ранее.

6. Теперь нам нужно снять тормозной суппорт. Разводим колодки с помощью плоской отвертки (не упирайте отвертку в рабочую поверхность колодки).

7. Откручиваем два болта крепления скобы суппорта сзади и снимаем его. Болты под головку на восемнадцать.

После снятия суппорт подвязываем на проволоке к стойке.

8. Откручиваем два винта крепления тормозного диска и снимаем его. Крепеж под Torx T40.

Винты нужно предварительно обстучать молотком через наставку, и брызнуть проникающей смазкой.

9. Часто после откручивания крепежных винтов тормозного диска он не снимается. В этом случае аккуратно обстукиваем молотком и он отойдет.

10. Откручиваем гайки крепления кулака к стойке. Ключом на восемнадцать держим головку болта, а воротком с головкой откручиваем.

Болты пока не вынимаем.

11. Откручиваем болт крепления шаровой опоры. Держим головку болта ключом на шестнадцать, а воротком с головкой откручиваем гайку.

После откручивания гайки, вынимаем болт. Частенько болт сильно прикипает. Брызгаем проникающей смазкой, одеваем головку с воротком на головку болта и крутим туда-сюда несколько минут. После таких манипуляций болт должен выйти.

12. Вынимаем палец шаровой из кулака. Забиваем клин в разрез куда вставлен палец шаровой, и далее стуча молотком по рычагу палец должен выйти.

13. Вынимаем привод из ступицы. Если прикипел, брызгаем проникающей смазкой и легонько помогаем молотком.

14. Вынимаем болты крепления ступицы к стойке и она у нас в руках.

15. Желательно открутить защитный кожух, он закреплен тремя болтами. При откручивании болты эти часто обрываются, поэтому если сможете выпрессовать подшипник без снятия кожуха, не снимайте.

16. Далее два варианта действий. Первый, отнести ступицу на сервис и ребята на прессе поменяют подшипник за десять минут и не за большие деньги. Второй, пробовать самому спрессовывать и запрессовывать подшипник в тисках.

Если выберете второй вариант, то хочу рассказать несколько нюансов. Вам нужно будет подбирать различные проставки, оправки чтобы проделать замену подшипника в тисках. Сперва нужно выпрессовать ступицу. После выпресовки обычно внутренняя обойма подшипника остается на ступице. Можно ее аккуратно подрезать болгаркой и расколоть зубилом.

Подшипник нужно выпрессовать и запрессовывать через наружную часть. Есть еще нюансы по запрессовке подшипника если у вас Логан с ABS. Более подробно рекомендую смотреть в видео уроке с 8 минуты.

Когда будете запрессовывать ступицу упор нужно делать на внутреннюю обойму.

После замены подшипника сборку производим в обратном порядке. У кого вопросы, задаем в комментарии.

Видео урок

Снятие, замена, установка подшипника ступицы переднего колеса Renault Logan 2004-2009 Бензин

Инструменты:

  • Вороток под торцевую насадку
  • Насадка на вороток 16 мм
  • Насадка на вороток 18 мм
  • Насадка на вороток 30 мм
  • Гаечный ключ рожковый 16 мм
  • Гаечный ключ рожковый 18 мм
  • Балонный ключ
  • Домкрат
  • Опорная стойка
  • Отвертка плоская средняя
  • Съемник для подшипников ступицы
  • Башмак (2 шт.)
  • Тиски
  • Металлическая щетка

Детали и расходники:

  • Подшипник ступицы переднего колеса
  • Проволока 50 см
  • Смазка Литол-24

Полезные советы:

Чтобы заменить подшипник рекомендуется использовать специальный съемник для подшипников ступиц. Они продаются практически в каждом магазине автотоваров.

Замену переднего подшипника ступицы колеса удобнее всего на снятом с автомобиля поворотном кулаке. Кроме того, замена подшипников производится попарно, по одному на каждое переднее колесо.

1. Ставим автомобиль на стояночный тормоз и подкладываем под задние колеса противооткатные башмаки.

2. Ослабляем затяжку гайку ступицы и крепежных болтов переднего колеса со стороны заменяемого подшипника.

3. Подымаем переднюю часть автомобиля и устанавливаем ее на опоры заводского изготовления.

4. Снимаем переднее колесо со стороны, где происходит замена подшипника.

Предупреждение:

Гайки ступиц и крепежные болты колес можно ослаблять только на автомобиле, стоящем на земле.

5. Снимаем суппорт тормозного механизма переднего колеса, как описано здесь. Отрезком проволоки закрепляем его на амортизационной стойке (тормозной шланг не отсоединяется).

6. Отворачиваем гайку крепления пальца шарового шарнира наконечника рулевой тяги, после чего вытаскиваем палец шарнира из бобышки поворотного кулака.

7. Снимаем тормозной диск, как описано здесь.

8. Отворачиваем и вытаскиваем три болта крепления тормозного щитка к поворотному кулаку.

9. Снимаем тормозной щит.

10. Отворачиваем гайку ступицы.

11. Отворачиваем гайки и вытаскиваем болты крепления поворотного кулака к амортизационной стойке.

12. Теперь извлекаем палец шаровой опоры из поворотного кулака.

13. Снимаем поворотный кулак с хвостовика шарнира равных угловых скоростей.

14. Фиксируем поворотны кулак в тисках и выбиваем ступицу. Удары наносим молотком через подходящую по размеру оправку.

15. Извлекаем ступицу. На ней может остаться наружная часть внутреннего кольца подшипника.

Предупреждение:

После снятия ступицы подшипник должен заменяться новым, т. к. старый становится непригодным к использованию.

16. Устанавливаем съемник.

17. Снимаем наружную половину внутреннего кольца подшипника со ступицы. Устанавливаем съемник для подшипников ступиц и выпрессовуем подшипник из посадочного места на поворотном кулаке.

Примечание:

При отсутствии специального съемника можно выпрессовывать подшипник молотком через оправку подходящих размеров.

18. Очищаем все снятые детали от грязи и коррозии.

Читать еще:  Как снять сиденье рено логан?

19. Наносим небольшой слой смазки Литол-24 на внутреннюю поверхность посадочного места подшипника, которая располагается в поворотном кулаке и на наружной поверхности ступицы.

Примечание:

Во время запрессовки нового подшипника усилие можно прикладывать только к наружному кольцу.

20. Запрессовуем ступицу в подшипник, до упора.

Примечание:

Если не зафиксировать внутренне кольцо подшипника во время запрессовки, подшипник придет в негодность.

21. Устанавливаем все снятые детали в обратной последовательности.

22. Проводим проверку углов установки колес, в случае необходимости регулируем их.

Примечание:

Регулировка углов установки колес производится исключительно на станциях технического обслуживания, где имеется все необходимое для этого оборудование.

В статье не хватает:

  • Фото инструмента
  • Фото деталей и расходников
  • Качественных фото ремонта

Замена подшипника ступицы переднего колеса автомобиля Рено Логан 1,4

Срок службы подшипников ступиц передних колес на автомобиле Рено Логан 1,4 в пределах 50 — 60 тысяч км пробега. После установки ремонтных подшипников вместо заводских он может стать еще меньше.

Необходимые инструменты, приспособления и запчасти

— Съемник подшипника ступицы

Для качественной самостоятельной замены подшипника ступицы переднего колеса автомобиля Рено Логан 1,4 альтернативы чашечному съемнику нет. В лучшем случае можно приспособить для этой цели тиски с оправками подходящего диаметра.

— Съемник стопорных колец

Щипцы для снятия стопорных колец.

— Трех или двухзахватный съемник

Для снятия внутреннего кольца подшипника со ступицы. Если такого съемника нет можно обойтись зубилом и монтажной лопаткой.

— Новый подшипник ступицы переднего колеса

Или два, если планируется заменить подшипники на обоих передних колесах (что рекомендуется, но не обязательно если «загудел» всего один).

— Тяжелый молоток

— Зубило

— Тиски

— Набор инструментов для снятия сопутствующих деталей

— Ослабляем затяжку ступичной гайки

— Поддомкрачиваем и снимаем переднее колесо

— Снимаем суппорт, тормозной диск и щит тормозного механизма

— Отсоединяем шаровую опору

— Отсоединяем переднюю стойку от поворотного кулака

— Снимаем поворотный кулак вместе со ступицей с хвостовика наружного шруса

При снятии левого поворотного кулака стараемся не выдернуть внутренний шрус из коробки передач (придерживаем привод и не допускаем его осевого перемещения).

Порядок замены подшипника ступицы переднего колеса на автомобиле Рено Логан 1,4

Извлекаем ступицу из поворотного кулака

Кладем поворотный кулак на тиски и через оправку подходящего диаметра (головку, кусок трубы) молотком выбиваем ступицу. Внутреннее кольцо подшипника при этом останется на ней. Снимаем со ступицы защитную шайбу.

Снимаем внутренне кольцо подшипника со ступицы

Зажимаем ступицу в тисках и при помощи зубила и молотка немного сдвигаем кольцо. Далее можно зацепить кольцо специальным съемником и снять его окончательно. Или поддевая его монтажной лопаткой с разных сторон сдвинуть по ступице и так же снять.

Можно использовать несколько зубил разной толщины и применяя их одно за другим сдвинуть кольцо. При возникновении проблем со снятием кольца, следует прорезать его по диагонали болгаркой, для прослабления.

Снимаем стопорное кольцо подшипника

Стопорное кольцо установлено в канавке поворотного кулака. Снимаем его при помощи щипцов для снятия стопорных колец.

На автомобилях Рено Логан 1 подшипник ступицы переднего колеса фиксируется в посадочном отверстии поворотного кулака одним стопорным кольцом со стороны колеса. Сзади подшипник упирается в буртик.

Извлекаем подшипник из поворотного кулака

Кладем поворотный кулак на тиски, ставим на наружное кольцо подшипника оправку подходящего диаметра и ударами молотка выбиваем подшипник из кулака. Можно для извлечения подшипника использовать чашечный съемник, но выбить быстрее. Подшипник выбивается только в направлении колеса, сзади буртик.

Устанавливаем новый подшипник в поворотный кулак

Перед установкой очищаем от грязи сам кулак, посадочное отверстие подшипника (смазываем ее поверхность тонким слоем Литол-24), прочищаем канавку под стопорное кольцо. Если имеется датчик скорости, вкладываем в отверстие кулака его установочное кольцо лапками внутрь. При этом держатель датчика скорости на кольце должен быть расположен в пазе поворотного кулака.

Запрессовываем новый подшипник в поворотный кулак до упора чашечным съемником, прикладывая усилие к торцу его наружного кольца, при этом шайба съемника опирается на поворотный кулак. Защитная шайба подшипника из темного материала должна быть обращена к кольцу датчика скорости (если есть).

Устанавливаем стопорное кольцо подшипника.

Устанавливаем ступицу переднего колеса

Зачищаем посадочную поверхность ступицы надфилем от забоин и рисок, смазываем тонким слоем Литол-24. Запрессовываем ступицу в подшипник при этом чашка съемника должна упираться на торец внутреннего кольца подшипника.

запрессовка ступицы

После замены подшипника ступицы переднего колеса устанавливаем все сопутствующие детали в порядке обратном снятию.

Примечания и дополнения

— Подшипники ступиц передних колес на автомобилях Рено Логан различаются: для автомобилей с АБС и для автомобилей без АБС. Это нужно учитывать при приобретении новых деталей. Подшипники для автомобилей с АБС имеют темную защитную шайбу с одной стороны. Она сделана из магнитного материала. Под такой подшипник устанавливается установочное кольцо датчика скорости (установка описана выше в статье).

Еще статьи по ремонту автомобилей Рено Логан 1,4

Замена подшипника передней ступицы Логан машины

Обязательная замена подшипника передней ступицы, если загудел…

Здравствуйте уважаемые, читатели блога AAuhadullin.ru. Сегодня хочу поговорить о том, как после пробега 78886 тыс/ км эксплуатации автомобиля по нашим дорогам, произошел износ подшипника передней ступицы Renault Logan, моего второго по счету авто этой модели. У первой ЛоганМашины такого гула не было и замена подшипника передней ступицы не требовалось.

Характерный волнообразный гул возрастает обычно с увеличением скорости движения. Определили неисправность с женой, что это шумит левый подшипник впереди при движении на слух. Еще можно определить какой узел вышел из строя другим способом.

Самый простой способ проехать на расстояние метр или полтора вдоль полностью закрытого забора отражающей стенки с той стороны, где ВЫ предполагаете, шумит подшипник. Определить в каком месте происходит жужжание лучше вместе с пассажиром, сажая его рядом с собой или на заднее сиденье. Четыре локатора лучше двух ловят, это я к слову. Есть еще способ, который заключается в прослушивании фонендоскопом.

Так как у меня его нет, воспользовался деревянной палкой, на колесе поднятый домкратом и установленным на железные опоры завел свой автомобиль и включил вторую скорость. Один конец «деревянного фонендоскопа» поставил на ступицу, а другой приложил к уху, передается звук хорошо прослушиваемый. На другом правом колесе тоже проверил там шум незначительный. Пришел к выводу ремонт своими руками автомобиля необходимо произвести.

Приступил к способу полной разборки переднего колеса Логан, деваться некуда замена нужна. Открутил гайку ступицы, выбил привод, снял суппорт, отсоединил рулевой наконечник и шаровую опору открутил два болта крепления поворотного кулака к передней стойке. После того, как полностью определился с неисправностью, приступил к замене.

Работа происходило в гаражных условиях. К сожалению тисков, не было в то время, пришлось для распрессовки и запрессовки подшипника в саму ступицу воспользоваться услугами автосервиса. С меня за эту работу почти нечего не взяли.

Если у вас нет времени и возможностей, вам не хочется самому произвести ремонт своими руками, отдайте свой авто в руки специалистов работающих на профессиональном оборудовании, замена подшипника передней ступицы Рено Логан для них как собрать и разобрать автомат Калашниково.

ВАЖНО не забудьте хорошо протянуть гайки передних ступиц до упорного конца и заваль совать, как показано, смотрим фото далее…

Завальцовка гайки ступицы

Видео обзор, гул подшипника Renault Logan, прислушайтесь друзья:

Замена переднего подшипника ступицы на Logan

  • Файлы
  • Двигатель
  • Модель автомобиля: Logan

Код для заказа комплектов ступичных подшипников:

Передний ступичный подшипник для авто без АБС:

Аналог: SNR — R155.62

Передний ступичный подшипник для машины с АБС:

Оригинал: 6001547686
Аналог: SNR — R155.16

Задний ступичный подшипник (все равно, с АБС или без):
Оригинал: 7701205812
Аналог: SNR — R155.63

Стоимость запчастей Рено для ТО вы можете узнать у наших партнёров (экзист, emex, автодок и др), которые предоставляют скидки по карте Renault-Drive

Передний ступичный подшипник в Логане меняется так же, как на большинстве автомобилей.

Замена достаточно простая. В Renault Logan работа выполняется быстрее и проще, чем в жигулях.

Симптомы неисправного подшипника ступицы:

— люфт в ступицы относительно поворотного кулака

— шум (гул) при движении автомобиля

Для работы требуется:

— набор ключей и головок на 18 и 16.
— домкрат или подъемник
— пресс (если есть) или большие тиски
— приспособление для снятия/установки стопорных колец

Порядок замены:

Срываем ступичную гайку и колесные болты, поднимаем машину

Откручиваем гайку рулевого наконечника

Выбиваем палец наконечника из поворотного кулака

Не бейте по самому наконечнику или по его резьбе.

Откручиваем гайки болтов крепления стойки к поворотному кулаку

Поворачиваем стойку для удобства отсоединения рычага с шаровой опорой от поворотного кулака.

На фотографиях показана правая сторона и удобно выворачивать всю эту конструкцию вправо.

Далее откручиваем гайку от болта, который удерживает палец шаровой опоры, после чего выбиваем сам болт. Иногда он вообще не торопится выходить и тогда приходится раздвигать зубилом те части, которые он стягивает.

С помощью кувалды выбиваем палец шаровой опоры из поворотного кулака. Для этого кувалдой придется бить в рычаг. Способ, на первый взгляд, может показаться варварским, но другого более действенного мне не известно. Съемников для этого дела я еще не видел, а универсальным рычажным можно испортить пыльник самой шаровой опоры.

Update. Бить кувалдой по рычагу не обязательно, можно вытащить болты из амортизатора и потянуть на себя.

Далее откручиваем суппорт и подвешиваем его на проволоке. Можно и не подвешивать, а зацепить за пружину сверху, но может упасть.

Откручиваем колесный диск и суппорт, вынимаем болты из амортизационной стойки и вытаскиваем поворотный кулак в сборе со ступицей. Полдела сделано!

Далее есть два варианта:

— воспользоваться услугой ближайшего техцентра, для выпрессовки и запрессовке нового подшипника в ступицу и собрать все в обратном порядке

Производим сборку в обратном порядке.

Ступичную гайку нужно затягивать с усилием 250-280 Нм. В условиях гаража или СТО, значения 250-280 Нм означают «пока пупок не развяжется».

При сборке, будьте аккуратны и хорошо затяните болт шаровой опоры и гайку рулевого наконечника.

— или произвести замену самостоятельно (при наличии пресса)

Данный метод с помощью головки на 24

Далее, на самой ступице остается часть внутренней обоймы подшипника, которую тоже снять.

С помощью болгарки делается пропил.

ВАЖНО не задеть саму ступицу.

Далее с помощью молотка и зубила снять это кольцо.

Переходим к снятию подшипника

Снимаем стопорное кольцо

Берем новый подшипник и вставляем на место в ступицу с помощью пресса

Производим сборку в обратном порядке.

Ступичную гайку нужно затягивать с усилием 250-280 Нм. В условиях гаража или СТО, значения 250-280 Нм означают «пока пупок не развяжется».

При сборке, будьте аккуратны и хорошо затяните болт шаровой опоры и гайку рулевого наконечника.

Читать еще:  Прокачка тормозов logan 2005

Использован материал Алексея (autoprole.ru)

Если у Вас есть, что добавить к статье, или Вы хотите поделиться своим опытом на данную тему — пожалуйста, оставьте комментарий

Если Вы являетесь автором отчета о ремонте, доработке автомобиля Renault или рекомендуете материал для Базы знаний Renault-Drive — пожалуйста, сообщите нам об этом

Как сменить ступичный подшипник переднего колеса на Renault Logan?

Этот сборочный узел представляет собой ключевой элемент ходовой части автомобиля, от которого зависит качество его эксплуатации и безопасность всех участников движения. Износ шарикоподшипника грозит потерей контроля над управляемостью транспортного средства, поэтому его смена также важна, как и замена шаровой опоры на Renault Logan любого года выпуска. Контроль и своевременный ремонт должны быть регулярными и тщательными.

Особенности ступичного подшипника Renault Logan

Чтобы проверка или замена подшипника передней ступицы Рено Логан была выполнена грамотно, следует знать конструктивные особенности этого узла. Элемент качения установлен между осью поворотного кулака и ступицей, а фиксация осуществляется гайкой и упорной шайбой. Наличие гайки позволяет проводить регулировку узла, в отдельных случаях ее затягивание избавляет на некоторое время от люфта.

Спецификация изделий

Основная особенность передних подшипников для Logan заключается в том, что они бывают двух типов:

  1. Для автомобилей с ABS.
  2. Для автомобилей без ABS.

Размеры обоих типов одинаковы – 37х72х37 мм. Визуально отличить детали просто – деталь для машины, оборудованной антиблокировочной системой, имеет магнитное кольцо, которое расположено в торце на месте резинового сальника. В другом варианте магнитная полоса отсутствует. Согласно документации производителя:

  • на моделях без АБС спереди устанавливается оригинальный узел качения под индексом 6001547696, в качестве аналога возможна установка SNR-R155.62;
  • на машинах с АБС, выпущенных до марта 2007 года, установлена оригинальная деталь с индексом 6001547686, аналог – SNR-R155.80;
  • на автомобилях с ABS, выпущенных после марта 2007 года, установлен оригинальный узел с индексом 6001550915, аналог – SNR-R155.75

Важно! При выполнении замены подшипника передней ступицы на автомобиле Рено Логан с антиблокировочной системой необходимо использовать деталь с магнитным кольцом. В противном случае датчик АБС будет не в состоянии выполнять возложенные на него задачи.

Цена безопасности

Неплохо зарекомендовали себя изделия под маркой FAG, стоимость которых находится в диапазоне от 2 600 до 5 000 рублей. В бюджетный ценовой сегмент от 1700 до 2 600 входит продукция неплохих брендов SNR, NTN и Swag. Противоречивое мнение у автолюбителей сложилось об аналогах под маркой Febest и ASVA, здесь как повезет – можно купить запчасть как приличного качества, так и откровенный брак.

Как не пропустить момент смены ступичного подшипника на Logan

Данные элементы передней подвески на всем протяжении эксплуатационного периода подвергаются предельным нагрузкам. И дело здесь не только в плохом дорожном покрытии; температурные перепады, химические реагенты и влага – также являются причиной сокращения срока службы детали.

Определенная часть автомобилистов, которая причисляет себя к бывалым, предпочитает производить смену узла качения через 60-80 тыс. км пробега. Такое решение они объясняют важной ролью шарикоподшипников в процессе управления автомобилем, ведь любая незначительная поломка конструкции может привести к аварии.

Само собой, что выводы о замене неисправного подшипника передней ступицы на Рено Логан опытные автолюбители принимают после определенных диагностических операций:

  • Приподнять по очереди передние колеса при помощи домкрата.
  • Вращая колесо, определить наличие постороннего шума, если он присутствует, то это может свидетельствовать о поломке узла качения.
  • Взять колесо в руки и пошатать его в горизонтальном, а затем и в вертикальном направлении. Наличие существенного люфта указывает на неисправность шарикоподшипника.

В движении важно обращать внимание на появление гула при поворотах, его наличие указывает на начальную стадию разрушения детали. В случае, когда шум в области ступичного узла качения присутствует даже при движении по прямому участку дороги, стоит не затягивать и срочно озаботиться его заменой.

Как организовать замену подшипника передней ступицы на автомобиле Рено Логан и видео технологических процессов

Ремонтный процесс для авто, оборудованного АБС, аналогичен операциям с машиной без системы. Отличие состоит только в отсутствии установочного кольца для датчика, которое на авто с ABS размещено в гнезде поворотного кулака. Технология замены узлов качения для левого и правого колеса идентична. Ремонт удобнее всего выполнять на демонтированном кулаке.

Необходимый инструмент

  • Домкрат и зубило.
  • Тиски и молоток.
  • Ключ Torx T40 и Torx T30».
  • Оправка на 49 мм.
  • Щипцы для снятия стопорных колец.
  • Набор ключей и головок «на16», «на 30», «на 13», «на 17» и «на 18».
  • Смазка Литол-24 или Циатим.

Алгоритм проведения работ

Перед тем, как приступить к замене неисправного подшипника передней ступицы Рено Логан, автомобиль нужно зафиксировать ручным тормозом и стопорными упорами. Дальнейшая процедура не настолько проста, как смена рулевых наконечников , но и не Боги горшки ожигают. Технология ремонта на машине с АБС заключается в выполнении следующих переходов:

  • Отвернуть контргайку в центре колеса при помощи головки «на 30», а также ослабить болты крепления колесного диска.
  • Вывесить переднюю часть авто домкратом (оба колеса должны находиться в воздухе, иначе стабилизатор поперечной устойчивости будет поджимать компоненты подвески вверх, мешая демонтажу).

  • При помощи ключа Torx T40 в ступице открутить 2 винта, крепящие тормозной диск, и снять его (ручник следует отпустить).
  • Ключом Torx T30 отвернуть три винта, крепящих щит к поворотному кулаку и демонтировать щит.
  • Удерживая палец ключом Torx T30, открутить гайку фиксации шарнира наконечника к рычагу кулака ключом «на 16». Вывести палец шарового шарнира из рычага при помощи съемника или молотка.
  • Головкой и рожковым ключом «на 16» открутить гайку болта, соединяющего поворотный кулак и шаровую опору. Вынуть болт, и вывести палец шаровой из поворотного кулака.
  • Головкой «на 18» и рожковым ключом «на 16» отвернуть гайки болтов верхнего крепления передней стойки к кулаку и вывести его из кронштейна.
  • Снять поворотный кулак со ступицей.

Следующий этап замены неисправного подшипника передней ступицы на Рено Логан происходит в гараже при условии наличия тисков:

  • Зафиксировать кулак в тисках и выпрессовать ступицу путем нанесения ударов молотком по ее торцу через оправку или головку соответствующего размера. Внутреннее кольцо узла качения при этом остается на ступице.
  • Шлицевой отверткой поддеть защитную шайбу, закрывающую сальник шарикоподшипника, и снять ее.
  • Вставить фланец ступицы в тиски и зажать деталь. Вставить зубило между торцами кольца и ступицей.
  • Нанося удары молотком по зубилу, сдвинуть внутреннее кольцо шарикоподшипника по ступице.
  • Вставить съемник в образовавшийся зазор и окончательно снять внутреннее кольцо.

  • Очистить и обработать надфилем посадочное место, после чего установить в поворотный кулак установочное кольцо датчика, лапками внутрь кулака. Кольцо нужно сориентировать таким образом, чтобы держатель датчика (поз. 1) стал в пазе кулака (поз. 2).
  • Нанести внутрь отверстия смазку и установить опорную шайбу с винтом чашечного съемника.
  • Вставить шарикоподшипник в отверстие кулака и установить на его торец чашку съемника.
  • Запрессовать новую деталь качения, при этом шайба съемника должна опираться на кулак.
  • Установить стопорное кольцо и запрессовать ступицу в шарикоподшипник, при этом чашка съемника опирается на торец его внутреннего кольца.
  • Дальнейший процесс сборки и установки ступичного узла выполняется в обратной последовательности.

Короткие рекомендации

Выбирая новую деталь для замены подшипника передней ступицы на автомобиль Рено Логан, внимательно изучайте состояние упаковки и наличие консервационной смазки. Важно, чтобы деталь при вращении не заедала. На корпусе должны отсутствовать следы коррозии, эти же рекомендации подходят при смене опорного шарикоподшипника Logan. Приобретать запчасти лучше в сертифицированных магазинах, причем, цена ниже 1 500 рублей должна настораживать.

Во время ремонта стоит проверить состояние всех элементов передней подвески. Накидные головки могут быть использованы в качестве оправок. Если есть сомнения в своих способностях, то этап запрессовки шарикоподшипника лучше доверить мастерам. После ремонта нужно отрегулировать в сервисном центре развал-схождение.

Renault Logan Manual

Инструкция по ремонту и эксплуатации Рено Логан

Замена подшипника ступицы переднего колеса Рено Логан

Замена подшипника ступицы переднего колеса Рено Логан

Замену подшипника ступицы переднего колеса проводим при выходе его из строя или при демонтаже ступицы, так как во время выполнения этой операции элементы подшипника будут повреждены.
Работа показана на подшипнике ступицы автомобиля, оборудованного АБС. На автомобиле без АБС операции по замене подшипника практически аналогичны. Отличие заключается в отсутствии установочного кольца для датчика скорости вращения колеса, которое на автомобилях с АБС размещается в гнезде поворотного кулака под подшипник.
Операции по замене подшипников правого и левого колеса аналогичны.
Затягиваем стояночный тормоз, включаем первую передачу и подставляем под колеса упоры.

Гайка подшипника ступицы колеса затянута большим моментом, поэтому головка и вороток должны быть достаточно прочными, чтобы передавать необходимое усилие.

Головкой «на 30» отворачиваем гайку подшипника ступицы колеса.

Если таким способом отвернуть гайку не удалось (колесо автомобиля проворачивается), то можно затормозить автомобиль, нажав педаль тормоза и удерживая ее, — для этого потребуется помощник.
Вывешиваем и снимаем колесо. Снимаем датчик скорости вращения переднего колеса (см. «Снятие датчика скорости вращения переднего колеса»).
Снимаем диск и щит тормозного механизма (см. «Замена диска тормозного механизма переднего колеса»). Отсоединяем наконечник рулевой тяги от поворотного кулака (см. «Замена наконечника рулевой тяги»).
Выводим палец шаровой опоры из отверстия поворотного кулака (см. «Снятие рычага»). Отсоединяем амортизаторную стойку от поворотного кулака (см. «Снятие амортизаторной стойки и ее разборка»)…

…и снимаем поворотный кулак в сборе со ступицей со шлицевого хвостовика корпуса наружного шарнира привода колеса.

Во время демонтажа левого поворотного кулака не прикладывайте усилие к приводу колеса, направленное вдоль его оси наружу автомобиля, так как при этом может произойти выход роликов трехшиповика внутреннего шарнира привода из пазов полуосевой шестерни коробки передач.

Опираем поворотный кулак на губки тисков.

Нанося удары по торцу ступицы через оправку или головку подходящего размера…

При этом внутреннее кольцо подшипника, расположенное ближе к фланцу ступицы, остается на ступице.

Отверткой поддеваем защитную шайбу, закрывающую сальник подшипника…

…и снимаем шайбу.

Зажимаем фланец ступицы в тисках. Вставляем зубило между торцами внутреннего кольца подшипника и буртиком ступицы.

Нанося удары молотком по зубилу, сдвигаем внутреннее кольцо подшипника по ступице.

Затем вставляем захваты съемника в образовавшийся зазор…

…и окончательно спрессовываем внутреннее кольцо подшипника со ступицы.

Щипцами для снятия стопорных колец вынимаем стопорное кольцо подшипника из канавки поворотного кулака.

Чашечным съемником выпрессовываем подшипник из поворотного кулака.

Подшипник также можно выпрессовать ударным способом. Для этого опираем кулак на губки тисков.

Нанося удары по торцу наружного кольца подшипника через оправку или головку подходящего размера, выпрессовываем подшипник из кулака.

Перед установкой нового подшипника очищаем посадочное отверстие в поворотном кулаке и канавку под стопорное кольцо. Надфилем зачищаем на ступице забоины от зубила.
Перед запрессовкой подшипника…

…вкладываем в отверстие поворотного кулака установочное кольцо датчика скорости вращения колеса (лапками, центрирующими кольцо, — внутрь кулака).

Ориентируем кольцо в отверстии кулака так, чтобы держатель датчика скорости на кольце 1 расположился в пазе кулака 2 (для наглядности показано на собранном ступичном узле).

Установив винт чашечного съемника с опорной шайбой…

…вставляем в отверстие кулака новый подшипник

Подшипник следует устанавливать так, чтобы его защитная шайба темного цвета (из магнитного материала) была обращена к установочному кольцу датчика скорости вращения колеса.

Элементы ступичного узла:
1 — поворотный кулак;
2 — установочное кольцо датчика скорости вращения колеса (на автомобиле без АБС оно отсутствует);
3 — подшипник ступицы;
4 — стопорное кольцо;
5 — ступица колеса

Запрессовываем подшипник, прикладывая усилие через чашку съемника 1 к торцу наружного кольца подшипника 2, при этом шайба съемника 3 должна опираться на поворотный кулак.

После запрессовки подшипника устанавливаем в канавку кулака стопорное кольцо. Затем запрессовываем ступицу в подшипник.

При запрессовке ступицы чашка съемника должна опираться на торец внутреннего кольца подшипника.

Дальнейшую сборку и установку ступичного узла проводим в обратной последовательности.

Замена подшипник передней ступицы на Рено Логан

Замена ступичного подшипника Рено Логан – это проблематичная процедура в домашних условиях, поскольку для ее проведения потребуется как минимум пресс с давлением от 10 тонн. Но не стоит отчаиваться, замена ступичного подшипника на Рено Логан не так сложна, как может показаться на первый взгляд.

Содержание статьи:

  • Диагностика ступичного подшипника
  • Замена ступичного подшипника
  • Видео

Для начала стоит разобраться в том, как же прийти к точному диагнозу.

Как понять, что требуется замена ступичного подшипника на Рено Логан

Само собой, деталь весьма и весьма специфичная, да и замена непростая, поэтому перед работой стоит точно убедиться, что проблема кроется именно в данном узле. Есть несколько вариантов, как может проявить себя ступичный подшипник, который пора менять:

  • Гул на скорости от 80 км/ч. Это наиболее типичный симптом, который указывает на подшипник.
  • Стук на мелких кочках. Это значит, что подшипник уже конкретно помер и вот-вот заклинит, не стоит тянуть с заменой.
  • Автомобиль начинает «бегать» по дороге. Его становится сложно поймать, все дело в том, что подшипник начинает люфтить.

Для его проверки загоняем автомобиль на ровную поверхность, подкладываем откатники под заднее колесо с двух сторон, чтобы при поднятии переднего колеса наш Логан никуда не уехал. После того как подняли, качаем колесо в разные стороны, подшипник сразу себя проявит. Желательно смотреть вдвоем, чтобы один шатал, а второй смотрел, потому что одному проделать данную операцию проблематично без определенного навыка.

Замена ступичного подшипника на Рено Логан

Для замены ступичного подшипника Рено Логан понадобится, прежде всего, головка на 30, а так же длинный крепкий вороток. Кроме того, надо головку на 16, вороток поменьше, головку на 18, молоток.

Для начала, садим помощника в салон, он включает пятую передачу, три раза накачивает давление в тормозной системе и держит педаль тормоза, в этот момент надо сорвать гайку внешнего ШРУСа, в народе граната. Этот момент не надо забывать, потому что потом мы снимем суппорт, после чего открутить гранату будет практически невозможно.

Далее снимаем колесо, обязательно подставляем откатники, подставляем чурочку или другой устойчивый предмет, можно прямо под порог, ему ничего не будет.

Теперь откручиваем гайку на 16 болта фиксации шаровой в ступице, болт сразу не достаем. После этого откручиваем гайку наконечника рулевой тяги, гайка может быть на 16 или на 17, затем откручиваем два болта крепления стойки. Их надо откручивать именно за болты, потому что на поверхности гаек имеются насечки, которые имеют принцип гравера, то есть их сорвать практически нереально.

Так же не забываем два болта крепления суппорта, для того, чтобы его снять, надо развести колодки отверткой, иначе снять суппорт не получится. Затем откручиваем наконечник, достаем шаровую, не забываем отсоединить фишку датчика ABS, если таковой имеется.

Теперь просто снимаем ступицу и тащим ее на пресс. Можно заехать на ближайшее СТО, отдать 300 рублей за перепрессовку. А можно самому cбить ступицу, на ней останется внутренняя обойма подшипника. Затем надо снять стопорное кольцо, выпрессовать старый подшипник, а вот теперь самое интересное.

Если у вас автомобиль с ABS, то ни в коем случае нельзя ставить подшипники с Мегана. Да, они встанут как родные, однако же, в Рено Логан датчики ABS читают скорость автомобиля с магнитных насечек, которые нанесены на внутреннем сальнике подшипника. Никто не знает точное количество насечек, но точно известно, что на Мегане их больше, а по сему, даже если правильно поставить подшипник, той стороной, то ошибка ABS все равно загорится, и система не будет работать. Вот так вот.

Теперь берем новый подшипник, запрессовываем в цапфу, затем не забываем стопорное кольцо, а после этого напрессовываем ступицу. Ничего сложного, только надо следить, чтобы подшипник не пошел наперекосяк. Вообще, магнитные насечки видно, однако же, их сторону можно проверить просто отверткой, она примагнитится. Этой стороной к датчику.

После этого все собираем, не забываем протянуть все гайки. Затягиваем ступичную гайку так же, как и откручивали, после чего ее надо законтрить молотком и зубилом.

Видео – замена ступичного подшипника на Рено Логан:

Замена подшипника передней ступицы у Рено Логан с АБС и без АБС

  1. ➡️ Как проверить ступичный подшипник Рено Логан
  2. ➡️ Особенности выбора подшипники: цены, размеры, артикул
  3. ➡️ Замена переднего подшипника ступицы на Renault Logan 1.4-1.6
  4. ➡️ Последовательность операций — пошаговая инструкция
  5. ➡️ Процесс ремонта Renault на видео
  6. ➡️ Советы и рекомендации для владельцев Лагана

Обслуживание ходовой части и замена переднего ступичного подшипника на Рено Логан – это частое и важное мероприятие при эксплуатации авто. Грамотные автомобилисты не дожидаются поломки переднего подшипника, а делают замену после 60 – 70 тысяч километров пробега. После такого пробега нужно сделать диагностику подшипника ступицы (ступичного узла).

Не для кого ни секрет, что в ходовая часть – один из главных узлов и в случае поломки вы рискуете потерять управление или попасть в аварию.

Диагностика неисправности ступичного подшипника Рено Логан

Действия по диагностике подшипника ступицы следующие:

  1. Поднять домкратом передок, по очереди справа и слева.
  2. Вращая колесо руками, послушайте шум.
  3. Если вы слышите, какой-то скрежет и посторонний стук (шум), скорее всего это выведший из строя подшипник.
  4. Можете вручную подвигать шасси в осевом направлении, если есть сильный люфт, то причиной, скорее всего, является вышедший из строя подшипник.
  5. Все операции сделайте непосредственно с тормозным диском, сняв колесо, тогда поломку определить будет проще.

Передний подшипник ступицы: особенности выбора, цены, размеры, артикулы

Главной особенностью выбора переднего или заднего ступичного шарикоподшипника, является тот факт, что для Рено Логан существуют изделия с АБС и без АБС. Чем отличаются подшипники с АБС и без АБС? Ответ простой, в первом случае на детали нанесена специальная магнитная полоса (кольцо), расположенная на месте резинового сальника с торца изделия. Во втором случае этой магнитной полосы нет.

Подшипник ступицы с АБС:

Подшипник ступицы без ABS:

Номер ступичного подшипника Рено Логан

На заводе в ступицу ставят изделия марки SNR. Соответственно и рекомендуется покупать этот бренд.

  • Номер подшипника с АБС (с 03.07 года) — R155.75;
  • Номер с AВS (до 03.07 года) — R155.80;
  • Номер подшипника без AВS — R155.16.

Оригинальный заводской артикул подшипника:

  1. без АБС — 771205779.
  2. с АБС — 6001547686.

Цена нового элемента ступицы Рено Логан

Надежный производитель – это завод FAG, стоимость изделий которого составляет от 2500 руб. до 5000 руб. Следующий ценовой сегмент – это от 1700 руб. до 2500 руб. За такую цену можно купить качественный, так и плохого качества подшипник, тут как повезет. Лучше производители: SNR, SWAG, NTN. Как правило подшипники с ABS — дороже в 1,5-2 раза.

№ п/пПроизводитель / СтранаАртикул
(каталожный номер)
Цена
2019 год, руб
Особенности
Стопорное кольцоПодшипникКрепежные ступичные болтыИнструкция
1FAG
Германия
Аналог
713 6300 30 (без ABS)
713 8013 10 (с ABS)
1400, 3800++
2FEBI
Германия
Аналог
24315 (с ABS)3000++
3SKF
Швеция
Аналог
VKBA 3596 (без ABS)1400+++

Размер подшипника ступицы на Рено Логан

Последний критерий выбора — это проверка на соответствие размерам. Если подшипник дешевый, размеры могут не совпадать с оригинальными. Размеры детали следующие: 37 мм – внутренний диаметр кольца (под посадочный диаметр), 72 мм – наружный диаметр (под посадочный диаметр), 37 мм – ширина. Расширенный перечень технических характеристик представлен в таблице.

ПараметрЕд. измеренияЗначение
Диаметр отверстияmm37
Наружный диаметрmm72
Номинальная высотаmm37
Грузоподъемность динамическаяkH41,0
Грузоподъемность статическаяkH34,0
Номинальные оборотыоб/мин3700
Осевой зазорmm0,05-0,09
Тип сталиШХ-15
Твердость стали и роликовHRC61-65
Угол контакта дорожек каченияград.
Момент затяжкиkN*M190
Шероховатость колецRa0.32
Количество шариковшт.30
Весг.310

Непосредственный ремонт и замена переднего подшипника ступицы на автомобиле Рено Логан 1.4-1.6

Перед заменой подшипника ознакомитесь с устройством передней подвески и подшипникового узла.

  1. Корпус поворотного кулака;
  2. Держатель датчика AВS;
  3. Заменяемая деталь (шарикоподшипник);
  4. Стопорное колечко;
  5. Передняя ступица.

Подготавливаем инструмент по списку:

  1. Набор слесарных ключей и накидных головок;
  2. Отвертка, молоток;
  3. Круглогубцы, тиски;
  4. Съемник (по возможности);
  5. Динамометрический ключ (желательно).

Замена подшипника — последовательность операций:

    1. Воротком или ключом ослабляем болт крепления колес.

    1. Затем ослабляем ступичную контргайку.

    1. Приподнимаем домкратом автомобиль, и полностью скручиваем ключом колёсные болты и снимаем колесо. ВАЖНО: для безопасности выполнения работ рекомендуется сначала ослабить гайки, а уже потом поднимать авто домкратом.
    2. Теперь снимаем колодку. Откручиваем две гайки ключом на 18, затем разжимаем колодки отвёрткой, вставив её внутрь суппорта.

    1. Далее ослабляем болт ключом на 16, который держит рулевой наконечник. Затем выбиваем его молотком или используем съемник для рулевых наконечников. Затем сразу же откручиваем два болта ключом на 18, которые крепят кулак к стойке.

    1. Освобождаем от крепления шаровую опору.

    1. Теперь полностью скручиваем ключом все крепления поворотного кулака, с помощью удлинителя на ключ.

    1. Снимаем шаровую и рулевую тягу с кулака.

    1. Затем демонтируем весь поворотный механизм.

    1. Снимаем тормозной диск, далее работа будет с самой ступицей.
    2. Зажимаем в тиски корпус поворотного механизма, теперь выпрессовываем ступицу съемником или выбиваем с помощью наставки в виде съемной головки от ключа, или используйте пресс.

    1. Вынимаем элемент из кулака, одно из внутренних колец останется на ней, остальная часть останется внутри корпуса.

    1. Демонтируем защитную шайбу от п/ш.

    1. Внутреннюю обойму демонтируем, для этого сдвигаем обойму с помощью зубила, чтобы зацепиться съемником.

    1. Стягиваем съемником обойму.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector