Ваз 2109 замена задних колодок
Лада 2109 Полторашечка › Бортжурнал › Замена задних колодок
Я не буду вдаваться в подробности о том зачем я поменял новые колодки на новые колодки. Просто поменял и ладненько)
Вот вам подробненько, с фото)
1. Снимаем колесо.
Как снять колесо надеюсь знают все) для тех кто не знает: срываем болты, поднимаем машину домкратом, откручиваем болты полностью, снимаем колесо.
2.Сбиваем тормозной барабан.
С обратной стороны подкладываем брусок, и лупим молотком по барабану через брусок. Я просто надавал барабану ключом. Просто аккуратно надо, ибо можно оббить барабан. Хуже не станет, будет просто не красиво смотреться, будто его пообкусывали)
3. Снимаем «старые» колодки. (У вас старые, у меня новые).
Поддеваем отвёрткой направляющие пружинки и отцепляем их.
Затем отвёрткой сковыриваем верхнюю пружинку
и снимаем переднюю колодку.
Снимаем верхний рычаг
и заднюю колодку. Думаю проблем не возникнет.
4.собираем всё в обратном порядке))
Цепляем новые направляющие пружинки, если вы таковыми закупились)
Так, там на задней колодке рычаг, я не фотал его сборку, там ничего страшного. Вставляем шпильку изнутри колодки ( нутрь там где вам захочется)) ибо все колодки одинаковые ), надеваем шайбу, надеваем рычаг с крюком, засовываем шплинт в отверстие шпильки и загибаем концы шплинта). Цепляем рычаг за трос ручника, и отвёрткой зацепляем направляющую пружинку на колодку. Отпускаем её, она никуда не убежит.
Вешаем на вторую колодку, втыкаем верхнюю планку, цепляем верхнюю пружинку,
цепляем нижнюю пружинку.
Центруем колодки по тормозному цилиндру,
одеваем барабан, я его болтами выставил и настучал ключом хорошенько,
Лада 2109 2003, двигатель бензиновый 1.5 л., 80 л. с., передний привод, механическая коробка передач — своими руками
Машины в продаже
Лада 2109, 1997
Лада 2109, 1997
Лада 2109, 2002
Лада 2109, 1994
Комментарии 9
А я просто при сезонной смене колес всегда снимаю барабаны, очищаю от дерьмеца, промазываю графиткой ребордик(просто не знаю как назвать)и все легко снимается)))
Дело не в смене колёс, тут долгая история. Началось всё с того что у меня оборвало шпильку ручника и через несколько дней я заметил адовый скрежет сзади. Я поменял шпильку. Подтянуть ручник самому не получилось. Думал пружинки поотлетали и на всякий случай взял новые комплекты пружин рычагов и колодок. Разобрал колесо, там всё в норме. Покрутил ступицу, решил что это ступичный подшипник, купил новый приехал в сервис запрессовали новый подшипник, поставили ступицу — срежет остался, но обнаружили причину. На тросах ручника в колесе в качестве защиты пружина, и когда оборвало шпильку троса ослабли и эта пружина упёрлась в ступицу и скрежетала… С.ка. подтянули ручник и всё встало на свои места.
Фик сним замена новых на новые, а что за колодки установлены, что там за ухо лишнее?
Самые дешёвские что были. Такое вот ухо лишнее, я хз нафиг оно там
Как самостоятельно заменить задние тормозные колодки на ВАЗ 2109
Перед началом замены тормозных колодок на ВАЗ 2109 устанавливаем опорные бруски под передние колеса. Снимаем заднее колесо. Рычаг стояночного тормоза должен быть опущен вниз до упора. Очищаем тормозной механизм от грязи.
Минимально допустимая толщина фрикционных накладок колодок — 1,5 мм. Недопустимо применение для очистки тормозов бензина, дизельного топлива или каких-либо других минеральных растворителей. Колодки заменяют с обеих сторон автомобиля. Недопустима замена передней и задней колодок между собой, а также между левым и правым колесами.
Откручиваем два направляющих штифта.
Снимаем тормозной барабан. Если возникают трудности со снятием, вкручиваем два болта М8 в резьбовые отверстия барабана и спрессовываем его, равномерно вкручивая болты.
Снимаем верхнюю стяжную пружину плоскогубцами.
Также снимаем нижнюю стяжную пружину.
Снимаем направляющую пружину передней колодки.
Снимаем переднюю колодку.
Вытягиваем разжимную планку.
Снимаем направляющую пружину задней колодки.
Снимаем заднюю колодку, отсоединив приводной рычаг от наконечника троса стояночного тормоза.
Также снимаем шплинт задней колодки
и опорную шайбу.
Надавив на палец, снимаем с колодки приводной рычаг. Вынимаем палец из колодки.
Проверяем состояние фрикционных накладок тормозных колодок.
Заменяем их в следующих случаях:
- толщина накладок менее 1,5 мм;
- поверхность накладок замаслена;
- фрикционная накладка непрочно соединена с основанием.
Накладки не должны иметь глубоких бороздок и сколов.
Устанавливаем новые колодки в порядке, обратном снятию. При установке вставляем верхние носки колодок в пазы поршня.
Перед установкой барабана сводим тормозные колодки двумя монтировками для того, чтобы переместить поршни к центру цилиндра.
Читайте также:
Замена тосола на ВАЗ 2109 своими руками
Замена тосола на ВАЗ 2109 Пошаговая инструкция по замене охлаждающей жидкости (тосола) на ВАЗ 2109. Для замены тосола на ВАЗ 2109 необходимо установить автомобиль на ровную площадку, проверку лучше проводить на смотровой яме ил подъемнике. При работе с охлаждающей жидкостью, необходимо быть осторожным из-за ее токсичности. Во время пуска двигателя Читать дальше ..
Замена масла в двигателе ВАЗ 2109, 2108, 21099
Как заменить масло в двигателе ВАЗ 2109 Периодичность замены масла в двигателе ВАЗ 2109 составляет 15000 км пробега. Рекомендуется сливать масло после поездки, пока двигатель не остыл. Если двигатель холодный, его нужно прогреть до рабочей температуры. Если вы решили использовать масло иной марки, необходимо предварительно промыть систему смазки двигателя промывочным Читать дальше ..
Ремонт передней стойки ВАЗ 2109, 2108, 21099
Ремонт передней стойки ВАЗ2109 своими руками Ремонт передней стойки ВАЗ 2109 заключается в замене неисправного амортизатора. Для этого снимаем стойку и приступаем к ее разборке. Как снять и установить стойку описано в этой статье: Замена передних стоек ВАЗ 2109. Разборка передней стойки ВАЗ 2109 Устанавливаем стяжки на пружину и немного сжимаем Читать дальше ..
Замена задних тормозных колодок на ВАЗ 2108, 2109, 21099 и ВАЗ 2113, 2114, 2115
Замена задних тормозных колодок начинается со снятия колеса. Обратите внимание на то, что при замене задних тормозных колодок ручной тормоз должен быть отпущен, машина стоять на первой передаче, а под передние колеса необходимо установить упорные бруски.
Сначала (до поднятия машины домкратом) ослабляем все четыре болта крепления колеса. Далее подвешиваем заднюю часть автомобиля на домкрате
и откручиваем четыре конусных болта крепления колеса, а затем снимаем его.
Снятие тормозного барабана осуществляется следующим образом. Выкручиваем головкой или рожковым ключом «на 12» два направляющих штифта.
Эти штифты вкручены в ступицу и притягивают к ней тормозной барабан. Выкрутив их, снимаем барабан. Если же он не снимается, то необходимо вкрутить штифты в соответствующие их диаметру (М8) отверстия. Только теперь резьба должна быть на тормозном барабане.
Вкручиваем оба направляющих штифта до упора или до того момента, пока барабан не начнёт трогаться. Теперь по очереди вкручиваем их дальше, тем самым спрессовывая барабан с тормозных колодок.
Теперь необходимо отпустить тросики привода стояночного тормоза. Для быстрого ослабления необходимо воспользоваться удлинённой головкой на 13, двумя удлинителями и воротком с храповым механизмом. Это позволит в течении минуты расслабить тросики привода стояночного тормоза, не прибегая к снятию глушителя и прочим трудоемким процедурам. Двумя рожковыми ключами на 13 ослабляем контрирующую гайку и скручиваем ее:
Теперь устанавливаем приготовленный удлинитель, как показано на рисунке, и скручиваем гайку практически до конца.
Теперь приступаем непосредственно к снятию тормозных колодок. Вытаскиваем плинт из пальца, удерживающего рычаг стояночного тормоза и проталкиваем этот штифт в глубь:
Плоскогубцами снимаем нижнюю стягивающую пружину.
Плоскогубцами отпускаем пружину у передней тормозной колодки, которая удерживает колодку от горизонтального перемещения.
Освобождаем колодки от верхней стягивающей пружины при помощи плоскогубцев или отвертки.
Снимаем переднюю колодку.
Снимаем распорную пластину.
Снимаем рычаг привода, вынув его из наконечника троса.
Плоскогубцами отпускаем пружину у задней тормозной колодки, удерживающую колодку от горизонтального перемещения.
И снимаем тормозную колодку.
Устанавливаем всё в следующем порядке. Сначала соединяем новые колодки между собой верхней сжимной пружиной, а затем вставляем в паз распорную пластину.
Теперь, слегка раздвинув верхнюю сжимную пружину, вставляем распорную пластину в противоположный паз. В соединенные колодки необходимо вставить палец крепления рычага привода стояночного тормоза.
Устанавливаем собранные колодки, пропуская сжимную пружину и пластину между ступицей и тормозным цилиндром. Обратите внимание на то, что на пластине имеется вогнутость, при установке она должна быть направлена к ступице.
Вставив колодки в пазы тормозных цилиндров, устанавливаем их так же в нижние пазы:
Устанавливаем нижнюю сжимающую пружину.
Плоскогубцами устанавливаем пружины, предотвращающие тормозные колодки от горизонтального перемещения.
Вдавливаем палец внутрь, придерживая его, чтобы он не вывалился. Вставляем рычаг привода в ушко тросика, вставляем его в прорезь пластины и подводим к пальцу.
С обратной стороны выдавливаем палец наружу, он должен пройти через отверстие рычага. Надеваем сверху шайбу и устанавливаем штифт.
Из тормозного барабана выворачиваем установочные штифты и надеваем барабан на тормозные колодки.
Держа рукой ступицу, проворачиваем барабан таким образом, что бы отверстия без резьбы на барабане совпали с отверстиями с резьбой на ступице. Вкручиваем установочные штифты.
Устанавливаем колесо. Обратите внимание, что винты крепления необходимо затягивать крест-накрест. Через некоторое время проверьте затяжку винтов и, при необходимости, подтяните.
Тросики рычага подтягиваем тем же способом, который применяли для их ослабления. Стояночный тормоз считается натянутым, если число щелчков при поднятии его рычага равно 2-4.
Пожалуйста поставьте оценку статье
если замене подлежат только колодки, я бы поступил следующим образом: поддомкратил а/м, открутил центральную гайку и сдернул с оси колесо, барабан, ступицу с подшипниками в сборе. перед вами осталась только ось и колодки, меняй на здоровье. а откручивать колесо, снимать барабан (если он еще прикипел), да потом еще ступица мешает — лишняя головная боль, плюс время. а так с перекурами и болтовней с соседом — минут 40, не больше (удачи всем на дорогах!).
Уважаемый Андрей! А как бы ты сдернул колесо, если барабан-то прикипел))) Даже открутив ступичную гайку, ты бы никак не снял колесо вместе со ступицей т.к. барабан надо сбивать! :)))))) Все бы так и делали глядишь!)
Уважаемый Константин! Может все так и делают?))) Барабан прикипает к ступице, дак снимай его со ступицей и подшипниками, как советует Андрей!
Замена задних тормозных колодок ваз 2109
Первым «звоночком» к замене задних тормозных колодок на ваз 2109 может послужить значительное увеличение тормозного пути.
А так же — понижение уровня тормозной жидкости в резервном бачке, если, конечно, не обнаружено явных признаков подтекания. Если же вы услышали ни с чем не сравнимый звук соприкосновения металлической основы колодки с поверхностью барабана, то поставить свечку во спасение в церкви — будет не лишним.
Итак, если хотя бы один из вышеперечисленных симптомов был замечен — для вас прямая дорога в авто магазин за новыми задними тормозными колодками.
Если вы когда нибудь меняли передние тормозные колодки, не обольщайтесь, что с задними все будет также просто.
При замене задних колодок — используется специальный инструмент, который, впрочем, можно изготовить самостоятельно, или прибегнуть к помощи профессионального токаря.
Для работ с задними тормозными механизмами лучше использовать яму или эстакаду.
Дело в том, что в силу особенностей конструкции — при снятии заднего тормозного барабана, зачастую, возникают проблемы. Бывает, что он намертво закипает в посадочном месте и никакие WD-шки здесь не помогут. В таком случае — его приходится в буквальном смысле «выбивать» с колодок, а делать это на асфальте — будет крайне не удобно. Также, для демонтажа системы необходимо будет ослабить натяжение троса ручника, но сделать это лежа под машиной — не только не удобно, но и просто — опасно.
Итак, вы купили новые задние тормозные колодки, слава Богу, автозапчасти ВАЗ — не такие уж и дорогие. Теперь вам нужно их установить взамен старых, выработавших свой ресурс.
Заезжаем на смотровую яму и оставив включенной передачу, ставим автомобиль на ручник. Под передние колеса устанавливаем противооткатные башмаки.
Ослабляем баллонным ключом колесные болты. Подняв нужную часть автомобиля, снимаем колеса.
Откручиваем два направляющих штифта, и на их место — равномерно вкручиваем болты М8. Удалось снять? Замечательно! Если же нет, то через деревянную проставку равномерно простукивая по периметру, выбиваем его.
Сняв барабан осматриваем детали, до того скрытые от нашего взгляда. Если состояние тормозных цилиндров, пружин, распорной планки и троса ручника не вызывают нареканий, снимаем центральную пружину с передней колодки.
После этого — снимаем верхнюю пружину. Так как она довольно жесткая, снять ее простой отверткой можно, но вот с установкой ее обратно. Тут возникнут проблемы и нередки случаи, когда острый край пружины при срыве — насквозь пробивал палец горе мастера. Для избежания подобных неприятностей — можно использовать старую, ненужную отвертку и заточить ее в виде крючка. Не хитрое приспособления значительно облегчит вам жизнь и сохранит пальцы, и нервы.
Сняв пружину, достаем распорную планку. Со снятой колодки снимаем рычаг ручника и устанавливаем его на новую.
Установив новые колодки в обратном разборке порядке, необходимо отрегулировать натяжение троса ручника. Контролируем его по щелчкам, в идеале — должно быть 3-5, если больше, то эффективность стояночного тормоза резко уменьшится, а если меньше, то при нагревании барабана — он может подтормаживать.
Замена задних тормозных колодок ваз 2109
Замена задних колодок ВАЗ 2109
Смотрите также
Неравномерный износ колодок
- 32 1 28k
Скрипят колодки при торможении
- 184 1 177k
Тормозит рывками
- 95 0 116k
Какие тормозные колодки лучше поставить
- 174 20 202k
Почему скрипят тормозные колодки
- 91 2 101k
В остановке автомобиля при нажатии педали тормоза принимают участие не только передние колодки, но и задние. Поэтому если тормозной путь вашей “девятки” стал чуть большим чем это было ранее может быть — нужна замена задних тормозных колодок ВАЗ 2109.
Процесс подразумевает снять тормозной барабан, отвести пружины, снять старые накладки и правильно установить новые. Также после такой процедуры может потребоваться регулировка ручника. Обязательно не забываем о том, что распорную планку ручника после снятия нужно устанавливать узкой прорезью по направлению вперед машины! Сложность процедуры заключается в том, что может очень плохо сниматься барабан, а также во время снятия и установки деталей придется иметь дело с пружинами.
Какие задние колодки устанавливают на ВАЗ 2109
Наиболее распространенные задние колодки, которые ставят автовладельцы — оригинальные тормозные колодки “ВАЗИНТЕРСЕРВИС” (ВИС-Авто). Артикул — 21080-3502090-55. Цена в среднем составляет 730 р. Такие колодки хороши тем, что идеально подходят модели по размерам, составу и срокам эксплуатации.
Среди аналогов наиболее надежными производителями являются:
- ATE — Германия (03013702312);
- TRW — США (GS8210);
- FERODO — Великобритания (FSB240);
- STS — Россия (11524-STS);
- ЕзАТИ — Россия (2108-3502090).
Марки ATE, TRW и FERODO предлагают надежный состав материалов, который не повреждает внутреннюю поверхность барабана. Стоимость таких колодок в пределах 800-1500 руб. за комплект. Отечественные производители STS и ЕзАТИ изготавливают устойчивые к перегреву колодки. Они хуже по составу, но цена более доступна — около 600 р. за комплект.
Необходимый инструмент
Из инструментов понадобится:
отвертка (желательно плоская);
стальная проволока (проволоку нужно загнуть на конце небольшим крючком);
набор ключей, в котором есть специальный ключ для откручивания гайки уравнителя троса ручника.
Он выглядит так:
Как поменять задние колодки ВАЗ 2109
Приступаем к замене задних колодок, загоняем автомобиль на эстакаду, под передние колеса ставим упорные бруски, включаем первую передачу, домкратим автомобиль и снимаем заднее колесо. Как снимите колесо, сразу увидите тормозной механизм, его нужно очистить от грязи и пыли, желательно пользоваться металлической щеткой и очистителем тормозов. Теперь откручиваем направляющие болты тормозного барабана.
Как болты будут выкручены, снимаем сам барабан. Вот тут-то и могут возникнуть проблемы — барабан после долгой эксплуатации мог серьезно прикипеть. Прикипевший барабан можно попытаться сбить, пользуясь молотком и деревянной наставкой (используйте только деревянную наставку, так как металлической можно раскрошить барабан).
Когда деталь будет снята, начинаем отсоединять направляющие пружины с тормозных колодок.
Приводной рычаг тоже снимается со старых колодок, пружины и рычаг будут установлены уже на новые.
Приступаем к установке: ставим колодки, подцепляем пружины — при установке пружин нужно проследить, чтобы тормозные колодки встали в пазы цилиндра. Перед этим штоки цилиндра нужно вдавить внутрь с обеих сторон, так они самостоятельно займут правильное положение после установки. Тем самым Вы проверите состояние и нужна ли замена тормозного цилиндра.
Убедитесь, что планка ручника вошла в разъем на колодке. Планку устанавливаем узкой прорезью в перед машины, широкой — назад. Это нужно для того, чтобы ручник впоследствии работал нормально. Смотрим фото.
За приводной рычаг на колодке цепляем конец тросика ручника, теперь берем отвертку, зацепляем за край опорного диска и пытаемся свести тормозные колодки. На этом установка колодок завершена, теперь нужно надеть обратно тормозной барабан и установить колесо. Точно такую же работу нужно провести и на другой стороне. Подробнее процесс замены можно посмотреть на видео.
Особенности замены задних тормозных колодок на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
Срок службы задних тормозных колодок на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях — 60-70 тысяч км пробега.
Необходимые инструменты, приспособления и запчасти
— Комплект задних тормозных колодок для автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций
— Среднеразмерная шлицевая отвертка
— Плоскогубцы с тонкими губками
Подготовительные работы
— Снимаем заднее колесо
— Очищаем задний тормозной механизм от грязи
Порядок замены тормозных колодок на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
Снимаем вначале переднюю тормозную колодку, затем заднюю. Перед снятием максимально возможно сводим колодки, утопив поршни тормозного цилиндра вовнутрь. Это можно сделать при помощи двух монтажных лопаток если их концы завести за буртик опорного тормозного щита и сжать ими колодки.
— Отсоединяем верхнюю стяжную пружину тормозных колодок
Опираемся шлицевой отверткой отверткой на тормозной цилиндр и используя ее как рычаг поддеваем её лезвием край верхней стяжной пружины и выводим его из зацепления с передней колодкой. Вынимаем пружину.
— Отсоединяем направляющую пружину передней колодки
Отверткой или плоскогубцами поддеваем ее край и выводим из зацепления с колодкой.
— Снимаем переднюю тормозную колодку
Опускаем ее вниз вместе с нижней стяжной пружиной. Пружину отсоединяем и снимаем руками.
— Снимаем разжимную планку
Она ни чем не закреплена и просто вынимается.
— Отсоединяем направляющую пружину от задней тормозной колодки
Поддеваем ее отверткой или плоскогубцами.
— Снимаем заднюю тормозную колодку
При этом необходимо вывести из зацепления с рычагом ручного привода наконечник троса стояночного тормоза (рычаг закреплен на задней колодке).
— Отделяем рычаг ручного привода от задней колодки
Для этого необходимо расшплинтовать ось рычага при помощи плоскогубцев и снять с нее рычаг.
Все, тормозные колодки сняты.
Особенности установки новых тормозных колодок в тормозные механизмы задних колес
— Устанавливаем вначале заднюю тормозную колодку, потом переднюю в порядке обратном снятию
— Присоединяем к задней тормозной колодке рычаг ручного привода
При этом надеваем рычаг на ось, устанавливаем дистанционную шайбу, устанавливаем рычаг, зашплинтовываем.
— Стяжные пружины натягиваем при помощи плоскогубцев или отвертки
— После установки тормозных колодок и барабана несколько раз нажимаем на педаль тормоза для самоустановки зазора между колодками барабаном
Проделываем аналогичную процедуру снятия старых тормозных колодок и установки новых, для другого заднего колеса.
Примечания и дополнения
— При замене задних тормозных колодок необходимо оценить состояние тормозных барабанов, так как эффективность работы задних тормозных механизмов тормозной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 строится на взаимодействии: колодки — барабан. И если изношен барабан, а колодки новые, нормального торможения добиться не удастся.
— Так же если необходимо заменяем направляющие пружины обеих колодок.
— Следует обратить внимание на тормозные цилиндры задних тормозных механизмов. Подтекание тормозной жидкости через их уплотнения недопустимо. Так же недопустима работа цилиндров с поврежденными пыльниками.
Еще статьи по тормозной системе автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Самостоятельная замена задних тормозных колодок ВАЗ-2109
На автомобиле ВАЗ-2109 производится замена задних и в равной степени передних тормозных колодок по самым разным причинам. Однако, как показывает практика, чаще это требуется из-за изношенности установленных на них фрикционных накладок.
Снять старые и установить новые детали довольно нетрудно. Единственное, о чем нельзя забывать – осторожность, ведь работать придется с авто, установленном на домкрате. Безопаснее производить замену с помощью подъемника.
Когда требуется замена
Следует сразу сказать, что завод, изготавливающий вышеназванное транспортное средство, не указал периодичность замены тормозных колодок. Все дело в том, что срок их эксплуатации зависит от ряда объективных факторов, среди которых называют:
- манеру управления машиной;
- условия использования;
- качество фрикционных накладок и материал, из которого они были сделаны.
Сильнее всего об изнашивании колодок свидетельствует занос автомобиля во время резкого торможения. Впрочем, данный симптом отмечается не только в случае неравномерного их истирания, но и при некорректной работе всей системы.
Более точно сигнализирует о необходимости замены:
- скрип во время остановки;
- посторонние шумы;
- слабая затяжка у ручного тормоза (при условии, что все его элементы сохранили работоспособность в полной мере).
Очень редко фрикционные накладки крошатся от перегрева, возникающего если автомашина используется в экстремальном режиме или после длительного торможения.
Подготовка к замене
Транспортное средство, прежде всего, устанавливают на ровное место. Его передние колеса необходимо зафиксировать колодками, поскольку заднюю часть понадобится поднять домкратом. Дополнительную опасность для владельца представляет то обстоятельство, что все работы производятся при отпущенном ручнике. Не забудьте также обязательно выставить первую передачу перед тем, как приступить к замене.
Для того чтобы не тратить время на поиски инструмента, подготовьте его заранее. Вам понадобятся:
- пассатижи;
- набор обычных накидных ключей;
- деревянная болванка;
- балонный ключ;
- 6-гранные головки вместе с удлинителем.
Поскольку для замены колодок тормозных требуется снять колеса, перед поднятием авто домкратом болты на них ослабляют. Срывать их с места в подвешенном состоянии нельзя ни в коем случае.
Непосредственно из ступиц удаляются направляющие штифты (их по два на каждой). Для этого используют ключ торцовый на 12 мм.
Как правило, демонтаж тормозного барабана не вызывает затруднений, но иногда он не поддается. В этой ситуации используют болванку. Дерево не может в принципе повредить указанную выше деталь, а вот металлический молоток сделает это легко. От удара барабан, в частности, может треснуть или, к примеру, деформироваться.
Если снять его никак не удается, то необходимо вкрутить ранее снятые штифты в снабженные резьбой дырки. Они тогда упрутся в ступицу и выпрессуют барабан. Важно затягивать их максимально равномерно, иначе из-за перекоса снимаемую запчасть намертво заклинит.
Снятие колодок
После всех вышеописанных операций удается получить непосредственный доступ к колодкам. Перед тем как их снять:
- ослабляют приводные тросы ручника;
- демонтируют резонатор, чтобы добраться до компенсатора;
- разбирают глушитель или используют удлинитель с головкой на 13 мм (вороток берите храповой – при недостатке места работать им легче);
- отвинтив контргайку, ослабляют, насколько можно, у ручного тормоза натяжной трос.
Теперь наступает время полностью снять привод ручника. Для этого вытаскиваем плоскогубцами шплинт из удерживающего его пальца и утапливаем последний, после чего вышеназванный элемент отсоединяется.
Средняя пружинная стяжка отцепляется пассатижами, а за ней снимается с передней колодки и нижняя ограничительная спираль.
- демонтируем распорную планку и вытаскиваем приводящий в движение тормозное приспособление рычаг, освободив его от тросика;
- отсоединяем заднюю колодку избавив ее от ограничителя, не дающего двигаться в поперечном направлении.
Сборка производится в обратной последовательности.
Послесловие
По завершении всех основных работ обязательно подтяните тросик тяги ручного тормоза. В норме (если автомобиль не загружен) фиксация задних колес производится не более чем за четыре щелчка рычага.
Это видео может лучше разобраться с процессом замены колодок:
Лёгкая замена передних и задних тормозных колодок на ВАЗ 2109 и 21099 своими руками
Тормозная система — это ваша безопасность на дороге. Если сломается двигатель, то вы просто дальше не поедете, а при поломке тормозов, наоборот, вы не сможете остановиться и последствия могут быть разными (вряд ли хорошими). Стоимость накладок невысока и заменить их под силу каждому, поэтому не стоит экономить на жизненно важных «органах» автомобиля, проводя замену колодок на ВАЗ 2109 и других аналогичных моделях авто.
Когда и зачем менять
Зачем, конечно, риторический вопрос. Ни один автомобилист не захочет остаться без тормозов. Возможные осложнения приведут только к удорожанию ремонта:
- на ходу заклинит одно из колёс;
- из-за предельного износа произойдет утечка тормозной жидкости;
- сломается суппорт.
Тормозной механизм заднего колеса: 1 — щит тормозного механизма, 2 — колёсный цилиндр, 3 — верхняя стяжная пружина колодок, 4 — тормозная колодка, 5 — накладка колодки, 6 — тормозной барабан, 7 — установочный штифт, 8 — направляющая пружина, 9 — нижняя стяжная пружина
На вопрос «когда» прямо влияет стиль езды и качество колодок. Существуют усреднённые показатели: для передней оси — 15–20 тыс. км, для задней (барабан) – до 100 тыс. км. Но это не освобождает от регулярной проверки.
Тормозной механизм переднего колеса: 1 — тормозной диск, 2 — направляющая колодок, 3 — суппорт, 4 — тормозные колодки, 5 — цилиндр, 6 — поршень, 7 — сигнализатор износа колодок (смотровое окно), 8 — уплотнительное кольцо, 9 — защитный чехол направляющего пальца, 10 — направляющий палец, 11 — защитный кожух
Признаки необходимости замены
При следующих признаках откладывать замену нельзя:
- толщина фрикциона меньше 1,5–2 мм;
- громкий писк при торможении (срабатывает датчик — специальная пластина, которая при трении противно пищит);
- явные трещины или сколы на колодках;
- увеличение тормозного пути.
Возьмите за правило хотя бы раз в месяц делать диагностику тормозной системы.
Необходимые инструменты
Для передней и задней оси вам понадобятся кардинально разные наборы инструментов. Начнём с простого. Для замены передних колодок дисковых тормозов вам понадобятся:
- плоская отвёртка;
- рожковые ключи на 13 и 17;
- щётка по металлу.
При отсутствии WD-40 можете воспользоваться керосином. Распыляйте его из одноразового пульверизатора
Следующий перечень для замены задних накладок ВАЗ 2109 (21099) может понадобиться не весь, но нужно быть готовым к сложностям. Полный рекомендуемый список:
- молоток (желательно побольше);
- плоскогубцы;
- плоская отвёртка и щётка по металлу;
- смазка WD-40;
- деревянный брусок или доска;
- два рожковых ключа на 13;
- головка на 13 с удлинителями.
Надеваем перчатки и приступаем к работе.
Замена задних тормозных колодок ВАЗ 2109
- Если хотя бы один раз вам подтягивали тросик ручного тормоза, то перед заменой придётся ослабить натяжение. Сделать это не так просто, как хотелось бы. Нужна смотровая яма или подъёмник, поскольку нам нужно получить доступ к центру днища машины. Находится эта «хитрая» конструкция за глушителем (работайте с холодной машиной, чтобы не получить ожог). В крайнем случае придётся его демонтировать, но обычно достаточно ключей с удлинителем.
Используйте пару ключей для работы Когда доберетесь до механизма, полностью открутите контровую гайку и максимально отпустите основную.
Удлинённые головки более удобны для работы
- Снимите колесо и положите его под днище автомобиля (для спокойствия). Вначале нас ждёт самая сложная часть — снять тормозной барабан. При торможении он постоянно нагревается и остывает (иногда резко, если горячим въехать в лужу), поэтому барабан очень крепко «прикипает». Стандартными средствами демонтаж предусмотрен с помощью двух болтов М8. Сразу необходимо выкрутить две направляющие (фото ниже) и на их место вкрутить болты.
Вынимайте направляющие и заменяйте их болтами Потом медленно и по очереди вкручивайте их дальше (не допускайте перекоса), пока барабан не сойдет с «насиженного» места.
Продолжайте демонтировать барабан
- Если резьба в отверстиях сорвана и диск не поддаётся, то переходим к другому варианту. Брызгаем WD-40 на все места соприкосновения (особенно в районе ступицы) и начинаем сильно, но осторожно простукивать барабан молотком. Обязательно используйте деревянный брусок или доску как проставку, чтобы не повредить диск.
Установка происходит в обратном порядке и не должна вызвать сложностей. Чек-лист правильной сборки:
- Сразу соедините колодки промежуточной планкой и верхней пружиной, а потом устанавливайте на место.
- Верхняя часть должна попасть в специальные пазы на тормозном цилиндре.
- Зафиксируйте нижнюю часть в предусмотренных местах и стяните нижней пружиной.
- Подсоедините средние пружинки (они не дают колодкам двигаться вверх-вниз).
- Не забудьте прицепить конец троса ручника к приводу.
- Вожмите тормозные цилиндры с помощью монтировки (только аккуратно, чтобы не раскрошить накладку).
- Наденьте тормозной барабан (предварительно выкрутив болты, если использовали стандартный метод демонтажа).
- Подтяните трос ручного тормоза (норма — от 2 до 5 щелчков при включении).
Лучше, если тросик ручника будет надёжно подтянут
Проверьте работоспособность конуструкции
Советы по работе на видео
Как поменять передние своими руками
По сравнению с предыдущей процедурой, замена передних колодок покажется очень лёгкой. Колесо, конечно, тоже придётся снять. После чего можно убедиться в необходимости ремонта через специальное «окошко». Толщина фрикционного материала не должна быть менее 2 мм, иначе рискуете в любой момент остаться без тормозов.
Замерьте толщину линейкой, на глаз такие расчёты лучше не делать
- В верхней части суппорта есть единственный болт, зафиксированный стопорной шайбой. Необходимо разогнуть её с помощью плоской отвёртки.
Используйте длинную тонкую отвёртку с плоским жалом Если «сопротивляется», воспользуйтесь молотком. Откручивать болт следует, придерживая направляющую другим ключом.
Фиксируйте механизм вторым ключом от проворота
- Тормозной шланг нужно освободить из его крепления.
Уберите тормозной шланг Теперь вы сможете «раскрыть» суппорт, отодвинув его в сторону. Извлеките старые колодки.
Демонтируйте изношенные колодки
- Чтобы новые накладки четко стали на место, лучше хорошенько почистить все точки соприкосновения.
Здесь пригодится щётка по металлу
- Естественно, что новые фрикционы толще старых и не получится поставить суппорт назад. Поэтому необходимо вжать тормозной цилиндр. Для этого понадобится большая отвёртка. Закройте тормозной механизм без колодок и упритесь отвёрткой, как рычагом, в цилиндр. Понадобятся определённые усилия, поэтому соблюдайте осторожность, чтобы отвёртка не соскочила. После чего установите новые накладки, закройте суппорт и наживите болт крепления.
Как это делают опытные автовладельцы (видео)
Дополнительные рекомендации
- Если не получается выжать тормозные цилиндры, то откройте крышку бачка с тормозной жидкостью, чтобы снизить давление.
- При неравномерном износе колодок обратите внимание на суппорт. Скорее всего, понадобится ремонт.
- При замене задних накладок поменяйте и все пружины. Стоят они недорого, зато уберегут от возможных отказов до следующей замены.
- Направляющие переднего суппорта можно смазать графитовой смазкой для более плавной работы.
Замена колодок на передней оси не вызовет проблем даже у «чайников» автомобильного ремонта. А вот с задней не всё так просто. Заранее оцените свои силы и возможности: сможете ли вы добраться до тросика ручника и справится с прикипевшим тормозным барабаном? Если да, то всё обязательно получится.
Замена передних и задних тормозных колодок на ВАЗ 2109
Передние и задние тормозные колодки являются важной составляющей тормозной системы ВАЗ 2109. Перед их заменой следует убедиться в факте неисправности.
Задняя ТК
Признаки износа
Выделяют несколько основных признаков, указывающих на необходимость в самое ближайшее время провести замену колодок впереди и сзади.
Признак
Особенности
Длительный эксплуатационный срок
При солидном пробеге вероятность износа тормозных колодок достигает постепенно 100%. Потому это сугубо дело времени. Но затягивать не стоит
Не держит ручник
Если ручник не отрабатывает должным образом, хотя с самим ручным механизмом торможения все в порядке, просто износились колодки
Посторонние звуки от тормозов
Если диски или барабаны начинают стучать, скрипеть, скрежетать, это означает наличие проблем в системе торможения. Один из наиболее вероятных вариантов — это износ колодок
Низкий уровень тормозной жидкости
При износе колодок тормозная жидкость в бачке отрабатывается быстрее, потому что расход растет из-за неэффективной работы тормозной системы
Малая толщина фрикционного слоя
Если толщина фрикционного слоя на колодках достигла менее 1,5 миллиметра, это говорит о серьезном износе элементов и необходимости их замены
Это основные признаки износа колодок, которые может обнаружить любой автовладелец без разбора конструкции.
Особенности ТК
Тормозные колодки (ТК), устанавливаемые на ВАЗ 2109, имеют свои особенности и характеристики, о которых следует знать перед покупкой новых деталей.
- Основание колодки выполнено из достаточно прочного металла.
- Поверх основания приклеивается фрикционная накладка при помощи специального клея под воздействием температуры в 100 градусов по Цельсию.
- Задние тормоза включают в себя 4 колодки. Корпус и основу штампуют из листового металла, после чего свариваются.
- Шероховатость на поверхности колодок, необходимая для ускорения притирки ТК, достигается путем специальной обработки.
- Эффективность при контрольном торможении с 80 км/час — 320 Нм. Давление внутри тормозной системы — 40 бар. При этом колодки холодные.
- Все элементы тормозной системы выполнены согласно строгим международным стандартам и требованиям.
- Срок службы ТК напрямую зависит от стиля вождения, состояния дорог и ряда внешних факторов.
Комплект задних ТК
Золотые правила
Есть четыре золотых правила, которых следует в обязательном порядке придерживаться при замене передних и задних ТК.
- При очистке тормозов ни в коем случае нельзя использовать минеральные растворители, такие как дизельное горючее, бензин и пр.
- При замене колодок сзади или впереди менять следует сразу обе.
- Нельзя менять местами передние и задние ТК, а также левые с правыми, и наоборот. Иначе торможение окажется неравномерным.
- При наличии максимального уровня тормозной жидкости в бачке (отметка МАХ), часть ТЖ следует обязательно откачать.
Принимая во внимание все указанные правила, можно приступать к замене ТК.
Задние ТК
Алгоритм замены задних ТК на ВАЗ 2109 следующий.
- Поставьте машину на ровную поверхность, ослабьте натяжение колесных болтов.
- Разблокируйте колодки путем полного опускания ручки стояночного тормоза.
- Поднимите заднюю часть авто домкратом, снимите колеса.
- Подставьте под передние колеса противокаты, чтобы предотвратить смещение автомобиля.
- Открутите шпильки тормозного барабана с заднего колеса.
- С помощью деревянного бруска и молотка сбейте барабан с ТК.
- Зачистите поверхности сухим методом и сжатым воздухом.
- Приступаем к полноценным демонтажным работам.
- Демонтируйте верхнюю стягивающую пружину. Для этого понадобятся плоскогубцы.
- Аналогично снимается нижняя пружина.
- Снимите направляющую пружину передней ТК.
- Удалите разжимную планку.
- Далее демонтируется направляющая пружина задней ТК, отводится в сторону.
- Скиньте наконечник троса ручника с рычага.
- Демонтируйте привод ручного тормоза. Чтобы сделать это, потребуется извлечь с пальца шплинт, а затем уже достать сам палец.
- Демонтажные работы завершены, потому теперь следует все собрать в обратном порядке, только уже с новой задней ТК.
- Прежде чем надеть барабан, обязательно сдавите поршни цилиндра, чтобы наружный диаметр по колодкам оказался меньше внутреннего диаметра барабана.
- Соберите узел, действия в обратной последовательности.
- Опустите автомобиль на землю, нажмите несколько раз по педали тормоза, что позволит колодкам полноценно занять свое место.
Выполните процедуру на обоих колесах. Принцип замены задних ТК одинаковый. Только не забудьте по завершению работ прокачать тормозную систему.
Передние ТК
Принимаясь за замену передних ТК, запомните, что они меняются только попарно. Покупайте новые колодки, а не отработавшие еще свой срок старые только потому, что они дешевле. Не экономьте на собственной безопасности.
Передние ТК
- Подставьте под задние колеса противокаты. Машина должна быть неподвижной. При наличии работающего ручного тормоза включите его.
- Отключите минусовую клемму с аккумулятор, обесточив свой ВАЗ 2109.
- Проверьте, какой текущий уровень ТЖ в расширительном бачке. Если жидкость на отметке МАХ или возле нее, часть тормозухи следует слить. Иначе при сдавливании поршней ТЖ начнет выливаться наружу.
- Ослабьте натяжение колесных болтов, поднимите машину, после чего снимайте первое колесо, с которого будете начинать. Далее, следуя той же инструкции, поменяете ТК на втором колесе.
- Тщательно зачистите поверхность тормозного диска, суппорта от накопившейся грязи. Никаких минеральных растворителей. Только сухая очистка.
- Извлеките резиновый уплотнитель (он же держатель тормозного шланга) из кронштейна, расположенного на стойке.
- Отогните усики стопорной шайбы болта, отвечающего за фиксацию направляющего пальца.
- Открутите болты, уберите корпус.
- Вы освободили себе доступ к передним ТК, потому ничто не мешает вам их демонтировать.
- Если вам необходимо снять ТК, но менять их вы не собираетесь, обязательно нанесите метки на них. Если при сборке перепутать их местами, последствия могут оказаться не самые приятные.
- Замерьте толщину фрикционного слоя на ТК. Если он меньше 1,5 миллиметра, колодки обязательно идут под замену. Также замена требуется в том случае, если на поверхности колодок имеются хорошо заметные сколы, царапины, дефекты.
- Прежде чем устанавливать новые ТК, тщательно удалите всю грязь с тормозных механизма.
- Монтажной лопаткой и установленной в свое гнездо одной из старых ТК, вдавите в цилиндр поршень, тем самым полноценно подготовив площадку для обратной сборки с уже новой колодкой.
- Сборка выполняется в обратной демонтажу последовательности.
Процесс замены передних ТК
При выезде на дороги, вы несете ответственность не только за себя. Потому ваша машина всегда должна быть в исправном состоянии.
Если своевременно поменять тормозные колодки, вы гарантируете безопасность себе, своим пассажирам и остальным участникам дорожного движения.
Замена колодок передних на ваз 2109, задних барабанных, схема устройства тормозов, видео как заменить
Лёгкая замена передних и задних тормозных колодок на ВАЗ 2109 и 21099 своими руками
Тормозная система — это ваша безопасность на дороге. Если сломается двигатель, то вы просто дальше не поедете, а при поломке тормозов, наоборот, вы не сможете остановиться и последствия могут быть разными (вряд ли хорошими). Стоимость накладок невысока и заменить их под силу каждому, поэтому не стоит экономить на жизненно важных «органах» автомобиля, проводя замену колодок на ВАЗ 2109 и других аналогичных моделях авто.
Когда и зачем менять колодки
Зачем, конечно, риторический вопрос. Ни один автомобилист не захочет остаться без тормозов.
Возможные осложнения приведут только к удорожанию ремонта:
- на ходу заклинит одно из колёс;
- из-за предельного износа произойдет утечка тормозной жидкости;
- сломается суппорт.
1. Колодки тормоза; 2. Поджимная пружина колодки; 3. Болты крепления цилиндра к направляющим пальцам; 4. Болты, соединяющие цилиндр с суппортом; 5. Цилиндр; 6. Поршень: 7. Уплотнительное кольцо; 8. Направляющий палец; 9. Защитный чехол пальца; 10. Накладка колодки; 11. Направляющая колодок; 12. Защитный кожух; 13. Диск тормоза; 14. Суппорт; 15. Ступица переднего колеса; 16. Шланг тормозного цилиндра: 17. Направляющие штифты; 18. Защитный чехол поршня; 19. Болты креплений тормозного механизма к поворотному кулаку; 20. Штуцер для прокачки привода тормозного механизма; 21. Колодка тормозного механизма; 22. Направляющая пружина колодки; 23. Разжимная планка; 24. Верхняя стяжная пружина колодок; 25. Защитный колпачок колесного цилиндра; 26. Упорный винт; 27. Штуцер для прокачки привода тормозного механизма; 28. Шит тормоза; 29. Сухари; 30. Упорное кольцо: 31. Пружина; 32. Штуцер трубки подвода жидкости; 33. Опорная чашка; 34. Уплотнитель; 35. Поршень колесного цилиндра; 36. Упор колодки; 37. Палец рычага ручного привода колодок; 38. Рычаг ручного привода тормозных колодок; 39. Трос привода стояночного тормоза; 40. Пружина троса; 41. Наконечник троса; 42. Нижняя стяжная пружина колодок; 43. Опорная пластина колодок; 44. Направляющая пластина колодок; 45. Заклепки крепления пластин.
Тормозной механизм переднего колеса: 1 – тормозной диск; 2 – направляющая колодок; 3 – суппорт; 4 – тормозные колодки; 5 – цилиндр; 6 – поршень; 7 – уплотнительное кольцо; 8 – защитный чехол направляющего пальца; 9 – направляющий палец; 10 – защитный кожух
Как влияет стиль езды и качество колодок . Существуют усреднённые показатели: для передней оси — 15–20 тыс. км, для задней (барабан) – до 100 тыс. км. Но это не освобождает от регулярной проверки.
Признаки необходимости замены тормозных колодок
При следующих признаках откладывать замену нельзя:
- толщина фрикциона меньше 1,5–2 мм;
- громкий писк при торможении (срабатывает датчик — специальная пластина, которая при трении противно пищит);
- явные трещины или сколы на колодках;
- увеличение тормозного пути.
Возьмите за правило хотя бы раз в месяц делать диагностику тормозной системы.
Необходимые инструменты
Для передней и задней оси вам понадобятся кардинально разные наборы инструментов. Начнём с простого. Для замены передних колодок дисковых тормозов вам понадобятся:
- плоская отвёртка;
- рожковые ключи на 13 и 17;
- щётка по металлу.
Для того, что бы легче откручивать детали воспользуйтесь ВД-40 или керосином
Следующий перечень для замены задних накладок ВАЗ 2109 (21099) может понадобиться не весь, но нужно быть готовым к сложностям. Полный рекомендуемый список:
- молоток (желательно побольше);
- плоскогубцы;
- плоская отвёртка и щётка по металлу;
- смазка WD-40;
- деревянный брусок или доска;
- два рожковых ключа на 13;
- головка на 13 с удлинителями.
Замена задних тормозных колодок ВАЗ 2109
- Если хотя бы один раз вам подтягивали тросик ручного тормоза, то перед заменой придётся ослабить натяжение. Сделать это не так просто, как хотелось бы. Нужна смотровая яма или подъёмник, поскольку нам нужно получить доступ к центру днища машины. Находится эта «хитрая» конструкция за глушителем (работайте с холодной машиной, чтобы не получить ожог). В крайнем случае придётся его демонтировать, но обычно достаточно ключей с удлинителем.
Когда доберетесь до механизма, полностью открутите контровую гайку и максимально отпустите основную.
Снимите колесо и положите его под днище автомобиля (для спокойствия). Вначале нас ждёт самая сложная часть — снять тормозной барабан. При торможении он постоянно нагревается и остывает (иногда резко, если горячим въехать в лужу), поэтому барабан очень крепко «прикипает». Стандартными средствами демонтаж предусмотрен с помощью двух болтов М8. Сразу необходимо выкрутить две направляющие (фото ниже) и на их место вкрутить болты.
Потом медленно и по очереди вкручивайте их дальше (не допускайте перекоса), пока барабан не сойдет с «насиженного» места.
Если резьба в отверстиях сорвана и диск не поддаётся, то переходим к другому варианту. Брызгаем WD-40 на все места соприкосновения (особенно в районе ступицы) и начинаем сильно, но осторожно простукивать барабан молотком. Обязательно используйте деревянный брусок или доску как проставку, чтобы не повредить диск.
Установка происходит в обратном порядке и не должна вызвать сложностей. Чек-лист правильной сборки:
- Сразу соедините колодки промежуточной планкой и верхней пружиной, а потом устанавливайте на место.
- Верхняя часть должна попасть в специальные пазы на тормозном цилиндре.
- Зафиксируйте нижнюю часть в предусмотренных местах и стяните нижней пружиной.
- Подсоедините средние пружинки (они не дают колодкам двигаться вверх-вниз).
- Не забудьте прицепить конец троса ручника к приводу.
- Вожмите тормозные цилиндры с помощью монтировки (только аккуратно, чтобы не раскрошить накладку).
- Наденьте тормозной барабан (предварительно выкрутив болты, если использовали стандартный метод демонтажа).
- Подтяните трос ручного тормоза (норма — от 2 до 5 щелчков при включении)
Замена передних колодок своими руками
По сравнению с предыдущей процедурой, замена передних колодок покажется очень лёгкой. Колесо, конечно, тоже придётся снять. После чего можно убедиться в необходимости ремонта через специальное «окошко». Толщина фрикционного материала не должна быть менее 2 мм, иначе рискуете в любой момент остаться без тормозов.
- В верхней части суппорта есть единственный болт, зафиксированный стопорной шайбой. Необходимо разогнуть её с помощью плоской отвёртки.
Если «сопротивляется», воспользуйтесь молотком. Откручивать болт следует, придерживая направляющую другим ключом. - Тормозной шланг нужно освободить из его крепления.
Теперь вы сможете «раскрыть» суппорт, отодвинув его в сторону. Извлеките старые колодки. - Чтобы новые накладки четко стали на место, лучше хорошенько почистить все точки соприкосновения.
- Естественно, что новые фрикционы толще старых и не получится поставить суппорт назад. Поэтому необходимо вжать тормозной цилиндр. Для этого понадобится большая отвёртка. Закройте тормозной механизм без колодок и упритесь отвёрткой, как рычагом, в цилиндр. Понадобятся определённые усилия, поэтому соблюдайте осторожность, чтобы отвёртка не соскочила. После чего установите новые накладки, закройте суппорт и наживите болт крепления.
Дополнительные рекомендации
- Если не получается выжать тормозные цилиндры, то откройте крышку бачка с тормозной жидкостью, чтобы снизить давление.
- При неравномерном износе колодок обратите внимание на суппорт. Скорее всего, понадобится ремонт.
- При замене задних накладок поменяйте и все пружины. Стоят они недорого, зато уберегут от возможных отказов до следующей замены.
- Направляющие переднего суппорта можно смазать графитовой смазкой для более плавной работы.
Замена колодок на передней оси не вызовет проблем даже у «чайников» автомобильного ремонта. А вот с задней не всё так просто. Заранее оцените свои силы и возможности: сможете ли вы добраться до тросика ручника и справится с прикипевшим тормозным барабаном? Если да, то всё обязательно получится.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.