Syzran-avto.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ваз 2109 замена помпы

Замена помпы ВАЗ-2109 в гараже

Поскольку двигатель ВАЗ-2109 имеет жидкостное охлаждение, необходим насос, который заставит охлаждающую жидкость двигаться по специальным патрубкам и отводить избыток тепла от мотора. И такой насос там есть. Центробежная помпа ВАЗ-2109 — это главный агрегат системы охлаждения, поддерживающий бесперебойное движение антифриза по охлаждающей системе.

Где находится помпа ВАЗ 2109

Автомобильная помпа состоит из металлического литого корпуса, который выполняется из алюминия или чугуна, подвижного вала, подшипников и крыльчатки. Герметичность агрегата обеспечивается за счёт специального уплотнителя. Под действием вращения крыльчатки в механизме создаётся давление, выталкивающее антифриз, который совершает свою полезную работу, нагреваясь в каналах охладительной системы и остывая в радиаторе, чтобы снова попасть в рубашку охлаждения двигателя. Этот процесс регулируются специальным прибором – термостатом.

Располагается насос под кожухом газораспределительного механизма, немного ниже шестерни распределительного вала.

Признаки того, что водяной насос надо поменять

Наиболее уязвимым местом центробежного насоса является сальник — та самая деталь уплотнения, не дающая протекать антифризу. Со временем сальник изнашивается, и протечка становится неизбежной. Причин для износа сальника достаточно: это и бешеные температурные скачки, и попадание загрязнений извне под капот машины, плюс антифриз всегда принимает в себя часть продуктов горения топлива и моторного масла. Настолько агрессивная среда не может не влиять на герметичность помпы ВАЗ-2109.

Нередко приходят в негодность и подшипники водяного насоса. В такие моменты появляется характерный стук под капотом машины. Если не прибегнуть к «хирургическому» вмешательству в подкапотное пространство, недалеко до заклинивания или перекоса вала насоса.

Коротко можно перечислить следующие признаки неисправности центробежной помпы:

  • Утечка охлаждающей жидкости.
  • Воющие звуки, которые появляются при работе двигателя.
  • В критических ситуациях, если проблема осталась незамеченной после первых двух признаков, возможен перегрев мотора, особенно когда повреждён ротор помпы.

Самостоятельная диагностика

По косвенным признакам можно предположить, нуждается ли помпа в замене, но точнее разобраться в этом вопросе можно только сняв и осмотрев этот агрегат со всех сторон. Предварительно можно судить о состоянии помпы только по некоторым косвенным признакам. Например, при работе мотора в нормальном режиме на неисправность помпы может указывать температура верхнего шланга радиатора и наличие в нём жидкости. Шланг должен быть тёплым. Это определяется на ощупь.

При внешнем осмотре можно легко определить состояние сальника. Для этого достаточно снять крышку ГРМ и осмотреть отверстие сальника. Если были протечки, отложения характерного цвета подскажут вам об этом.

Поэтапная инструкция по замене

Рано или поздно придётся лезть в автомобильное нутро и менять помпу. Для начала нужно обеспечить два обязательных условия: двигатель должен быть полностью остывшим, а охлаждающая жидкость слита из системы до последней капли. После этого подбираются необходимые инструменты:

  • Накидной ключ на 10 с удлинителем.
  • Рожковый ключ на 17.
  • Отвёртка с широким плоским лезвием.
  1. Чтобы безопасно слить охлаждающую жидкость, понадобится специальная ёмкость. Можно использовать пятилитровую пластмассовую тару, в какой обычно продают воду в супермаркетах, предварительно срезав верхнюю часть с горловиной. Приготовьте гибкий шланг, надев его на нижний краник радиатора, и открутите пробку расширительного бачка.

    Вот так сливается охлаждающая жидкость

    Нужно снять внешнюю защиту ГРМ , чтобы добраться до помпы

    Фиксируем шистерню и сворачиваем удерживающую её гайку

    Придётся снять ещё один кожух, он закрывает насос

    Центробежный насос извлечён

    Как заменить самостоятельно (инструкция на видео)

    В случае обнаружения неисправности помпы лучше всего не пытаться ремонтировать повреждённую деталь, а поменять агрегат на новый. Даже если какой-то ремонт будет возможен, неизвестно, сколько такой насос проработает до окончательного выхода из строя. Берегите себя и свою машину!

    Замена помпы ВАЗ 2109: быстро и качественно

    Замена помпы ВАЗ 2109 осуществляется с периодичностью в 90 тыс. км. Насос без проблем отработает этот срок, но если будут соблюдены некоторые требования: режим эксплуатации нормальный, в системе антифриз (на крайний случай отечественный аналог «Тосол»). Все дело в том, что жидкости эти жирные, что помогает смазать внутренности помпы, а самое главное – позволяет избежать образования накипи. При замене помпы обязательно нужно сливать всю жидкость из системы – без этого никуда.

    Когда нужен ремонт

    Первое, с чем нужно определиться – это время проведения замены водяной помпы ВАЗ 2109. Девятка уже не выпускается более 10 лет, а это значит, что периодичность замены ремня и ролика ГРМ лучше всего сократить до 40-45 тыс. км. Следовательно, замену водяного насоса нужно проводить «через один ремень». Но это в том случае, если никаких течей и прочих неисправностей нет.

    Нужно еще упомянуть и о периодичности замены жидкости в системе – у нее есть свой ресурс, так как при нагревании многие присадки теряют свойства. Как правило, средний срок службы жидкости составляет около 2-3 лет, не более. Если прикинуть грубо, то замена антифриза должна производиться одновременно с помпой – раз в 90 тыс. км. Крайне желательно проводить еще и промывку системы изнутри, чтобы избавиться от возможных загрязнений.

    Замена помпы ВАЗ 2109 требуется в следующих случаях:

    1. Появление повреждений на корпусе (сколов, трещин), через которые просачивается жидкость.
    2. Появление люфта ротора помпы, что тоже может вызвать образование течи. Но самое страшное – это сползание ремня ГРМ и частичное его повреждение.
    3. Разрушается подшипник, следствие – люфт или затрудненное движение. Может даже заклинить ротор. Причина – сильное натяжение ремня привода ГРМ.
    4. Разрушение крыльчатки и сальника происходит значительно реже, но все же стоит упомянуть про эти поломки.

    Что будет, если сломается жидкостный насос ВАЗ 2109? Цена его порядка 800 рублей, а вот сколько жидкости может уйти через него в случае поломки? Комплект содержит следующие элементы:

    1. Помпа ВАЗ 2109.
    2. Прокладка.
    3. Три болта крепления.

    Независимо от того, инжектор или карбюратор установлен на двигателе, замена жидкостного насоса ВАЗ 2109 будет производиться по одной схеме.

    Проведение ремонта

    Итак, чтобы все было понятнее, давайте разобьем на мелкие пункты всю процедуру:

    1. Снимаете пластиковый чехол, выкрутив три болта ключом на «10».
    2. Ослабляете натяжение ремня ключом на «17».
    3. Снимаете ремень со шкивов распредвала, помпы и ролика.
    4. Сливаете жидкость из системы, дав мотору остыть.
    5. Ключом на «10» выкручиваете три болта крепления корпуса жидкостного насоса.
    6. Зубилом и молотком аккуратно выпрессовываете корпус помпы из своего места.
    7. Очищаете посадочное место в блоке ДВС.
    8. Устанавливаете новую помпу ВАЗ 2109, можно на прокладку нанести небольшое количество силиконового герметика.
    9. Равномерно затягиваете болты.
    10. Производите установку и натяжку ремня ГРМ (проверьте совпадение меток).
    11. Устанавливаете защитный чехол.
    12. Заливаете свежую жидкость в систему.

    Вот и все, всего 12 шагов нужно пройти, чтобы поменять помпу. Никаких хитростей в ремонте нет, из специального инструмента может потребоваться лишь ключ для регулировки натяжения ремня. Но и без него можно обойтись, достаточно иметь пару саморезов и отвертку. В отверстия ставите саморезы (или подходящие по толщине болты), между ними отвертку таким образом, чтобы можно было провернуть ролик вокруг оси.

    Если производится только лишь замена жидкостного насоса ВАЗ 2109, то снимать колесо и вывешивать всю правую сторону не нужно, достаточно только открыть капот. Но если же вы проводите полноценный ремонт, описанный выше, то придется поднимать правую сторону и снимать ремень генератора. И самое главное – чтобы не повредить корпус насоса, необходимо запрессовывать его в блок двигателя, используя деревянную проставку.

    Аналогично осуществляется ремонт всех переднеприводных автомобилей ВАЗ, не только модели 2109. Даже на более современных Приорах (у которых двигатели 16-тиклапанные) процедура мало чем отличается. Конечно, ремень длиннее, роликов два, но в целом отличия не столь существенные, как может показаться на первый взгляд. Следовательно, если вы сможете сделать данную процедуру на ВАЗ 2109, на Приоре справитесь без труда.

    service-193 › Блог › Почти ретро. Замена помпы на ВАЗ-2109

    Иногда к нам в руки попадают автомобили довольно архаичной конструкции. В этот раз таким автомобилем оказался ВАЗ-2109 с карбюраторным двигателем и жалобой на подтекающий антифриз. Осмотр показал, что водяной насос (ака помпа) люфтит и течет, а значит подлежит замене. Хотя в интернете полно мануалов на эту тему, мой, очевидно, будет самым лучшим 😉 Поехали.

    Машину домкратим, скидываем правое переднее колесо, открываем капот. Кожух ремня ГРМ уже был скинут в процессе диагностики, поэтому его демонтаж не рассматриваем. Видно, кстати, что ремень стоит на шестерне кривовато. Видать, некоторая несоосность уже присутствует:

    Нам надо снять ремень ГРМ, так как помпа приводится им. Прежде, чем снимать ремень, надо выставить по меткам распредвал и коленвал. Вот метка распредвала:

    С меткой коленвала сложнее. В принципе, можно смотреть метку на маховике через окошко на коробке передач. Но в нашем случае там метка как-то явно не попадала «в такт» с меткой на распредвалу, и было решено ориентироваться по метке на шестерне коленвала. Для доступа к ней надо снять ремень генератора (на фотографии, увы, не попало, но как это сделать, тоже много где описано). После этого надо открутить болт и снять шкив с коленвала. У нас был читкод в виде пневмогайковерта, но если такового нет, то самое простое — включить пятую передачу и зажать тормоз в то время, как второй участник процесса откручивает болт. Еще один вариант — застопорить маховик через то самое окошко, о котором уже говорилось.

    После снятия шкива надо убедиться, что метка на шестерне коленчатого вала совпадает с меткой на корпусе (точка на шестерне в верхней части напротив выреза):

    Если метка не совпадает, можно вкрутить на место болт (не ставя шкив), и вращать коленвал за него.

    После этого можно ослаблять натяжитель. Для этого надо немного (буквально оборот-два) открутить гайку, обведенную красным (ключ на 17):

    Все, ремень можно отводить:

    Казалось бы, вот она, помпа под роликом натяжителя, снимай ее — и вперед. Увы, все сложнее. Корпус помпы закрыт металлической пластиной сложной формы. Эта пластина препятствует снятию помпы. А для снятия пластины нужно снять шестерню распредвала. Зачем так сделано — достоверно неизвестно, но назвать это решение правильным я не могу. Итак, фиксируем чем-нибудь шестерню (надо вставить в прорези на шестерне какую-нибудь отвертку, а в идеале — специальный фиксатор шкивов), и откручиваем болт. Шестерня в нашем случае сошла с вала достаточно легко. Если сходит с трудом — можно попробовать пропустить через эти же отверстия веревку/провод и попробовать дернуть на себя — как правило, помогает облегчить демонтаж. Главное — не потерять шпонку. Вот так выглядит вал со снятой шестерней (видно, что сальник распредвала подтекает, при следующей замене ремня рекомендуется поменять):

    Сама шестерня (видна выемка под шпонку):

    Теперь надо открутить пластину. Она крепится на шпильке (надо открутить одну гайку рядом с распредвалом), на одном болте недалеко, и еще тремя болтами крепления помпы. Все их надо открутить, а потом попытаться вытащить пластину:

    Увы, нам ее снять без затей не удалось. Пришлось откручивать одну опору двигателя:

    После этого — домкратить мотор, и играть в головоломку, выворачивая пластину подходящим образом. После этого аналогичным образом надо снять помпу. Держится она на тех же трех болтах, а также на прикипевшей за годы прокладке, поэтому чтобы стронуть ее с места, понадобится вмешательство отвертки. При этом выльется около трех литров антифриза, рекомендуется подставить тазик. Вытаскивать ее не легче, чем пластину, но вот каков будет итог:

    Сальник распредвала под другим ракурсом:

    Старая помпа (совершенно неинформативное фото):

    После этого остается:
    1) Зачистить посадочное место помпы.
    2) Проявить чудеса изворотливости, поставив ее и пластину на место.
    3) Собрать все в обратном порядке.
    4) Натянуть ремень с правильным усилием (мы с непривычки перетянули, разумеется). Критерий правильности натяга — ремень достаточно свободно прожимается пальцем на длинной ветви (прямой между распредвалом и коленвалом).
    5) Собрать все окончательно, залить антифриз, завести мотор с открытой крышкой расширительного бачка, убедиться в отсутствии воздушных пробок в системе (термостат открывается, радиатор прогревается, вентилятор включается).
    6) Радостно ехать по своим делам.

    Такой вот экскурс в историю. А ведь еще лет пятнадцать-двадцать назад эту процедуру без всяких инструкций умел делать среднестатистический автовладелец! Такая вот смена эпохи. Лет через пятнадцать будем составлять инструкции о том, что такое автомобиль без автопилота и как управлять им вручную.

    Замена помпы ВАЗ 2109-2115.

    Рад приветствовать Вас дорогие посетители сайта zerga.ru. В данной статье «Замена помпы ВАЗ 2109-2115», хочу предоставить вам подробный материал по замене помпы системы охлаждения двигателя.

    В работе по замене водяного насоса, нет ничего сложного, единственное, что нужно будет сделать, снять ремень газораспределительного механизма. Как его правильно снять и потом обратно установить без серьезных последствий рекомендую прочитать специальную статью «Замена ремня ГРМ ВАЗ 2109».

    Как мы уже знаем, помпа приводится в действие ремнём газораспределительного механизма и выход её из строя может привести к серьёзным последствиям. Что за последствия? Самое серьезное, что может случиться, это клин помпы, при этом рвёт ремень ГРМ. Если у Вас двигатель рабочим объемом не 1300 кубиков, то надо будет заменить помпу и установить новый ремень ГРМ, а если вам не повезло и у вас двигатель 1300 кубиков, Вам предстоит частичная разборка двигателя и ремонт головки блока цилиндров (замена клапанов, притирка клапанов и возможно замена направляющих клапана). Как сделать ремонт головки блока цилиндров я рассказывал здесь.

    Обычно, насос меняют одновременно с ремнём ГРМ, что бы потом не пришлось Вам разбирать всё ещё раз, но бывают разные ситуации, когда нужно провести замену в не запланированное время. Признаками выхода из строя помпы может быть появление шума в моторном отсеке или течь охлаждающей жидкости. Шум идёт от изношенных подшипников в водяном насосе, а значит, в скором времени должен произойти клин, так же от изношенных подшипников повреждается и сальник, который начинает пропускать охлаждающую жидкость наружу.

    Стоит обратить ещё на один не маловажный фактор, я бы сказал очень серьёзный для владельцев автомобилей ВАЗ с двигателем 1300 кубиков. При установке импортных помп замечен определённый факт, при выходе из строя помпы она не шумит и не течет, а сразу заклинивает. Чем грозит клин водяного насоса этому двигателю, я описал выше, так что всегда устанавливаю на эти моторы обычные не дорогие помпы. Они как правело, отхаживают 40-50 тысяч километров и до плановой замены ремня их хватает, но даже если она выйдет из строя ранее своего срока, то она запищит и зашумит, в общем, Вы услышите, и предпримите определённые действия, пока не случилось худшее.

    И так, оставим теорию и приступим к замене водяного насоса или как все мы его называем помпа.

    После снятия ремня ГРМ, нам нужно извлечь шестерню газораспределительного вала. Для этого нам понадобится торцовый ключик, который мы вставим в одно из отверстий в шестерне. Отверстия в шестерне сделаны таким образом, что бы свободно вошел ключ, а метки остались на своих местах. Таким образом, мы застопорим шестерню от проворачивания и спокойно откручиваем болт.

    После того как открутили болт, снимаем шестерню. Обычно она сидит не туго, но если не пойдёт, то можно легоньким постукиванием рукояткой молотка помочь ей. При снятии шестерни будьте внимательны, фиксирующая шпонка находится внизу (если правильно выставлены метки газораспределения) и может запросто потеряться. Или же можно слегка подковырнуть большей отвёрткой.

    Далее не забываем слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения.

    Теперь, когда мы слили охлаждающую жидкость, нам нужно снять защитный металлический щиток. Для этого нужно отвинтить все болты, указанные на фотографии ниже и одну гайку, далее удаляем сам щиток.

    Теперь доступ к помпе полностью открыт. Болты, которые мы открутили, что бы снять крышку, так же крепят и саму помпу, поэтому нам остаётся только извлечь нерабочий механизм. Если руками не удаётся сорвать насос с места, то можно воспользоваться деревянной наставкой, Установив её на шкив, молотком нанесите несколько не сильных ударов, и она отойдёт или же просто можно подковырнуть её большой отвёрткой. Если старый герметик хорошо держит, то лучше отвёрткой сильно не подковыривать, иначе есть шанс отломить часть алюминиевого корпуса.

    Как только помпа сошла из посадочного места, вытаскиваем её. Если Вам удалось её вытащить, значит, Вам очень сильно повезло, а если нет (мешает кузов автомобиля), тогда двигаемся дальше.

    Нам нужно поднять домкратом двигатель с передней стороны, чтобы немного увеличилось расстояние от двигателя и кузова автомобиля. Подставляем домкрат под переднюю опору и немного поднимаем, если всё равно не выходит, нужно вытащить болт на подушке и поднять немного выше.

    Теперь можно спокойно вытащить помпу.

    Старый и изношенный водяной насос выбрасываем и бежим в магазин за новым. Как выбрать помпу рекомендую прочитать соответствующую статью «здесь».

    Перед установкой очищаем посадочное место от старого герметика и желательно его обезжирить, для лучшего прихватывания.

    Прокладку желательно тоже заменить на новую, потому как старая прокладка не обеспечит плотного прилегания сопрягаемых поверхностей.

    Наносим на прокладку тонким слоем герметик и устанавливаем помпу на место. Крепёжные отверстия не расположены равномерно и совпадают они только в одном положении. Ориентироваться можно по набитым на корпусе помпы надписям и цифрам. Красной стрелкой указан верх.

    Металлический щиток желательно сразу не ставить и закрутить три болта, что бы герметик схватился и высох. Часа через два, можно отвинтить болты и установить металлический щиток.

    Вот и всё помпа у нас установлена. Перед сборкой обязательно осмотрите состояние сальника на газораспределительном валу и состояние натяжного ролика.

    Теперь устанавливаем назад ремень ГРМ и выставляем всё по меткам.

    Всё, мы самостоятельно заменили помпу системы охлаждения и, пользуясь данным руководством, Вы запросто справитесь с этим делом.

    Бывает и такое, что просто лень копаться в автомобиле, тогда лучше обратиться в специальную мастерскую, там всё сделают за Вас.

    Замена помпы ВАЗ 2109: видео

    На данном видео показана замена ремня ГРМ ВАЗ 2109.

    Автолюбители часто сталкиваются с проблемой соскальзывания ремня ГРМ с шестерёнки, что приводит к быстрому обрыву ремня. Как правило, причиной сползания является подогнутая шпилька ролика-натяжителя, и выход только один – её замена. Все усложняется ещё и тем, что менять в этом случае придётся не только ролик, но и все «слизанные» шестерёнки и шкивы по ходу ремня, потому что, как ни выправляй ремень, с таких шестерёнок он всё равно будет соскальзывать.

    Итак, приступаем к замене повреждённых деталей. Первым делом устанавливается новая помпа. Нужное положение прокладки помпы определяется по совпадающим отверстиям, что возможно строго в одном положении. Установка помпы производится совместно с установкой внутреннего кожуха. Резьбу болтов, фиксирующих помпу и кожух, перед закручиванием рекомендуется смазать силиконом. Замена помпы ВАЗ 2109, кстати, таит дополнительное неудобство. Два болта из трёх вполне доступны для закручивания простым гаечным ключом на 10, а с третьим болтом придётся повозиться, поскольку доступ к нему возможен только под определённым углом. Если под рукой нет специального тонкого ключа, то решить проблему можно изогнув длинный ключ-головку, предварительно измерив расстояние до точки изгиба, так чтобы излом ключа не задевал шестерёнку, и проходил между ней и кузовом автомобиля.

    После этого ставится шпонка и шкив распределительного вала. Шкив выставляется по метке.

    Ставится шестерёнка на коленчатый вал (также не забываем про шпонку).

    Ремень ГРМ надевается снизу на коленчатый вал. Направление ремня выбирается так, чтобы глядя от правого крыла, надписи на ремне можно было прочитать (т. е., буквы не должны быть вверх ногами). Затем одевается натяжитель, и ремень заводится на шкив распределительного вала. Нужно следить, чтобы ремень сел на каждую шестерёнку на одинаковом расстоянии от её грани.

    Для вращения эксцентрического металлического натяжителя старого образца применяется ключ на 32. Натяжение ремня следует делать таким, чтобы ремень в средней части двумя пальцами легко можно было повернуть вокруг его оси на 90 градусов. Только потом можно затянуть гайку натяжителя.

    Затем, вращая коленчатый вал, нужно провернуть систему, чтобы метка на шкиве распределительного вала сделала ровно 2 оборота. Метки на защитном кожухе и на маховике должны совпасть. Перед установкой защитного кожуха нужно убедиться, что метка в смотровом окне картера сцепления также совпадает с меткой на маховике, и совпадают метки на шкиве распределительного вала и на корпусе двигателя.

    После установки кожуха можно заливать охлаждающую жидкость и проверять работу двигателя. Для того чтобы ремень не сползал, автор видео применил в качестве подкладки под ролик натяжителя металлическую пластину, вырезанную из старого ремня безопасности толщиной около 3 мм. Толще брать не рекомендуется, иначе ремень будет сильно выступать за край шестерёнок.

    Итак, весь процесс замены помпы ремня ГРМ на ВАЗ 2109 запечатлен на следующем видео:

    Помпа на ВАЗ-2109: как ее заменить

    Большинство двигателей линейки ВАЗ имеют жидкостное охлаждение – и модель 2109 не исключение. Движение охлаждающего вещества стало возможно при помощи водяного насоса или помпы. Если она будет неисправна, то мотор будет перегреваться. Ремонт помпы может мало помочь при возникновении проблем.

    Чаще всего специалисты на СТО рекомендуют заменить эту запасную часть, так как после ремонта нет никакой гарантии долгого сохранения работоспособности. Разберемся, как это можно сделать с минимальными затратами и самостоятельно.

    Что такое помпа

    Водяной насос-агрегат, ответственный за отведение от мотора тепла при помощи антифриза. Его же называют центробежной помпой. Если на автомобиле может использоваться инжектор или впрыск топлива производит карбюратор, то насос всегда одинаков по конструкции. При помощи этого агрегата охлаждающая жидкость циркулирует по системе, отводя тепло от силовой установки автомобиля к радиатору, ответственному за охлаждение.

    Менять помпу необходимо после каждых 90 000 километров пробега. Так у вас будет меньше неприятностей с двигателем своего транспорта. Модели ВАЗ-2109 на сегодня уже не выпускаются, так что все они старше семи лет, поэтому следить за автомобилем необходимо тщательнее. Ремень ГРМ у них меняется после 45 000 километров, а помпу стоит менять через одну его установку.

    Удобно совершать замену насоса в момент установки нового ремня ГРМ, так как располагается этот насос в кожухе под шестерней распредвала.

    Причины выхода из строя

    Не всегда центробежный насос доживает до плановой замены, так как существует немало других причин ее выхода из строя. В первую очередь неисправностью является снижение уровня антифриза в системе, что часто случается при повреждении сальника. Причины этому могут быть следующие:

    • резкие изменения температуры;
    • загрязнение, например, жидкая грязь, случайно попавшая под капот;
    • редкая смена антифриза (в нем может содержаться много масла и продуктов горения);

    Выявить течь сальника реально по характерным подтекам, которые видны при внешнем осмотре. Если вы заметили стук со стороны этого агрегата, то это может указывать на выход из строя подшипника. При этом симптоме необходима немедленная замена помпы ВАЗ-2109, так как передвижение на таком автомобиле способно привести к заклиниванию насоса или смещению его вала.

    Свидетельствовать о том, что насос неисправен, могут следующие признаки:

    • следы тосола на земле после стоянки автомобиля;
    • во время работы мотора слышны воющие звуки;
    • перегрев двигателя (обычно это случается из-за выхода ротора из строя).

    Если вы не уверены, стоит ли заменять помпу, то желательно пощупать верхний шланг, идущий к радиатору. Если он теплый, то необходимо срочно заменять вышедшую из строя деталь.

    В момент когда вы меняете шланг ГРМ, уберите кожух с агрегата и осмотрите его на целостность. В некоторых случаях водяной насос выходит из строя из-за брака или трещин на корпусе.

    Сколько стоит помпа и работы по ее замене

    В любой автомастерской вам могут заменить помпу. Стоимость работ будет зависеть от типа двигателя. На карбюраторных моторах работы обойдутся в 1 500 рублей, а на более современных инверторных цена поднимется до 2 000.

    Цена самой запасной части – около 1 000 рублей, но помните, что дополнительно стоит купить и залить новую незамерзающую жидкость для зимы или тосол для лета. Приобрести водяной насос можно как отечественного производства, так и сделанный в Германии, Италии или Испании. Среди автолюбителей более ценятся помпы итальянской марки Graf.

    Инструкция по замене водяного насоса

    Ремонтные работы необходимо проводить только на полностью остывшем двигателе. Загоните машину в гараж с вечера, а замену проведите с утра. Пользуйтесь следующим алгоритмом при выполнении ремонта:

    1. В чистую канистру слейте жидкость из расширительного бачка радиатора. Для этого откройте кран в его нижней части.
    2. Снимите при помощи накидного ключа защитный кожух с ремня ГРМ.
    3. Проверните ролик ремня ГРМ, чтобы он ослаб, после чего скиньте его.
    4. Зафиксируйте отверткой или другим ключом шестерню распределительного вала и открутите гайку, которая ее удерживает.
    5. Демонтируйте внутреннюю часть кожуха блока ГРМ.
    6. Под ним и скрывается насос. Аккуратно отсоедините его от блока цилиндров при помощи отвертки. Извлеките из посадочного места.
    7. Очистите посадочное место, замените прокладку, намажьте помпу герметиком и установите новую запасную часть.
    8. Сборку проводите в обратном порядке, залейте тосол.

    Проблема может возникнуть на этапе извлечения этого агрегата. Легче всего достать его из посадочного места, если ударить молотком по приставочному бруску. Часто помпу заливают герметиком, в этом случае ударов может потребоваться несколько. Бить нужно до тех пор, пока вам не удастся достать водяной насос руками.

    Этот вид ремонта способны сделать даже начинающие автолюбители. Достаточно лишь найти гараж и иметь минимум инструментов. Если у вас есть затруднения, то просмотрите обучающее видео относительно замены этого агрегата.

    Процесс замены водяной помпы на ВАЗ 2109

    На автомобилях ВАЗ 2109 применяется жидкостная система охлаждения, включающая рубашку блока, насос жидкостной (помпа), патрубки, расширительный бачок, термостат, датчик температуры и два радиатора – основной и системы обогрева салона.

    Хоть данная система и выполняет серьезную функцию – поддержание оптимального температурного режима силовой установки, все элементы конструктивно достаточно просты.

    Признаки износа помпы

    Что касается последней, то основными проблемами с помпой является подтекание рабочей жидкости из-под корпуса и сильный износ подшипника.

    И если наличие подтеков сказывается только на уровне жидкости – при наличии такой неисправности придется постоянно следить за уровнем жидкости и периодически подливать. Причем со временем течь будет увеличиваться.

    А вот износ подшипника может привести к более серьезным последствиям. При несильном износе, поначалу только появится увеличенный шум. Если не обратить сразу внимание, износ будет быстро увеличиваться вплоть до разрушения подшипника. При этом помпа будет подклинивать, появится сильный скрежет. Все это может привести к порыву приводного ремня и повреждению клапанов.

    Конструкция помпы такова, что она является неремонтируемой, и при возникновении любой неисправности с ней производится замена.

    Необходимое оснащение

    Для выполнения работ по замене жидкостного насоса на ВАЗ-2109 потребуется не так уж и много оснащения. Все, что нужно иметь, это:

    1. Ключи рожковые и накидные на «10» и «17»;
    2. Головки с воротками тех же размеров;
    3. Мощная плоская отвертка;
    4. Нож;
    5. Емкость для слива рабочей жидкости;
    6. Ветоши;
    7. Герметик;
    8. Домкрат;
    9. Новый жидкостный насос и прокладка под него;

    Также все работы лучше проводить в гараже. Собрав необходимый инструмент и купив новую помпу, можно приступить к замене.

    Процесс замены

    Последовательность процесса такова:

    • ВАЗ 2109 ставиться в гараж и затягивается ручник. КПП при этом должна находиться в положении «Нейтраль». Если авто только с поездки – нужно дать остыть силовой установке.
    • Рабочую жидкость с системы нужно слить, используя сливные пробки и емкость для сбора жидкости. При этом можно оценить состояние системы – бурая и грязная жидкость будет указывать на сильную загрязненность системы и потребность в ее промывке.

    Ключами на «10» откручиваются три болта крепления защитной крышки ремня привода ГРМ. Она находится с левой стороны силовой установки. После крышка извлекается, но далеко не убирается, поскольку на ней нанесены метки для установки ВМТ в 1-м цилиндре.

    Снятие защитной крышки

    Совмещение меток на распредвале

    Ключом на «17» сначала ослабляется, а затем и вовсе выкручивается гайка натяжного ролика. Затем ролик снимается. Его тоже следует проверить на износ – люфта в нем не должно быть, а вращаться он должен без заеданий.

    Снимается ремень с шестерни распредвала и опустить его вниз. Далее ключом на «17» откручивается болт крепления этой шестерни, при этом ее нужно застопорить при помощи мощной отвертки через технологические отверстия в шестерне.

    Шестерню снимать нужно аккуратно, поскольку она стопорится на валу при помощи шпонки, при снятии важно не потерять ее.

    Затем выкручиваются гайка и три болта крепления задней крышки, делается это ключом на «10». После эта крышка извлекается, обеспечивая доступ к болтам крепления помпы.

  2. Болты крепления помпы тоже выкручиваются. Чтобы извлечь неисправный насос, его нужно будет поддеть отверткой.
  3. Просто извлечь помпу с посадочного места не получится, поскольку расстояние между двигателем и подкрылком недостаточно. Чтобы вытянуть насос придется немного поддомкрачивать сам двигатель со стороны помпы, пока не появится возможность извлечь ее.

    Извлечение помпы

  4. Посадочное место помпы перед установкой новой нужно будет тщательно очистить ножом от остатков старой прокладки и хорошо вытереть.
  5. Новая помпа ставиться на место так, чтобы маркировка, нанесенная на торцевой части корпуса, находилась вверху. Затягивать болты крепления насоса нужно хорошо, но аккуратно, поскольку вкручиваются они в блок, сделанный из алюминия.
  6. Сборка обратно производится в той же последовательности, что и разборка, но при этом нужно учитывать некоторые нюансы.

    Особенности при сборке

    Ставя приводной ремень нужно снова убедиться в совпадении всех меток, иначе система газораспределения и зажигания будут сбиты. После установки обратно натяжного ролика, важно соответствующе провести натяжку ремня.

    Если автомобиль после полной сборки не запускается или заводится плохо, значит, ремень на шестерне распредвала смещен на один зуб . Чтобы устранить такую неисправность придется снова снимать ремень с шестерни, немного провернуть шестерню, чтобы она сместилась относительно ремня на один зуб, а после обратно поставить ремень.

    Более наглядно операция по замене жидкостного насоса показана на видео:

    Ваз 2109: как поменять помпу в условиях гаража

    Помпа (насос охлаждающей жидкости) ВАЗ

    Перегрев двигателя весьма неприятное происшествие, которое может произойти с каждым. Причиной этого становится неисправность помпы.
    Чтобы избежать этого, важно знать признаки и первые симптомы (предвестники несчастья), и своевременно заменить помпу ваз 2109. Однако, прежде чем приступать к замене помпы, важно выполнить проверку ее исправности.
    Помпа является важным агрегатом системы охлаждения. Ее второе название — водяной насос.
    Замена помпы на ваз 2109 выполняется просто. Прочитав эту статью, это сможет каждый.

    Признаки неисправности

    Во избежание неприятностей с помпой важно знать признаки и симптомы неисправностей:

    • Постоянные потери (снижение уровня) охлаждающей жидкости в системе
    • Является основным признаком, однако рекомендуется в таком случае проверить патрубки и краны системы
    • Второй признак – течь жидкости через вентиляционное отверстие
    • Второй признак сообщает о неисправности сальника
    • Чтобы это проверить, необходимо снять крышку с ГРМ, и осмотреть это отверстие
    • О выходе из строя сальника говорят коричневые отложения, появившиеся вокруг него
    • Третий признак — воющий звук, появляющийся при работе двигателя.
    • Этот признак может быть симптомом необходимости проверки и замены подшипников насоса
    • При разрушении ротора признаком становится перегрев мотора, либо быстрый нагрев до критической точки (это видно по датчику температуры на приборной панели)
    • Чтобы выявить разрушение ротора нужно снять помпу с двигателя и осмотреть сам ротор, возможно нужна замена помпы ваз 2109

    Проверка насоса

    Проблема, с которой сталкиваются владельцы ваз 2109, как проверить помпу. Существуют два способа проверки исправности помпы, внешний осмотр и снятие.
    Порядок проверки такой:

    • Наиболее простой способ такой: надо сжать пальцами верхний патрубок радиатора, двигатель при этом должен быть запущен и прогрет до рабочей температуры (около 80 градусов). Когда помпа исправно работает, внутри патрубка будут отчетливо ощущаться пульсации охлаждающей жидкости

    Внимание: При такой проверке, важно соблюдать меры предосторожности — в частности, не прикасаться к лопастям вентиляторов системы охлаждения, а так же не касайтесь корпуса мотора, можете обжечься

    • Когда протекает сальник, из вентиляционного отверстия насоса начинает сочиться жидкость. Тут надо снять крышку с ГРМ и визуально осмотреть отверстие.
      Когда вокруг него видны коричневые отложения, свидетельствующие о протекании сальника и необходимости его замены. Эта операция не сложна, и любой автолюбитель способен с ней справиться своими руками.
    • При выходе из строя подшипников вала помпы, то можно услышать воющий звук, в процессе работы мотора в передней его части. Для определения износа подшипников, надо проверить люфт, покачивая приводную звездочку насоса (сняв ремень ГРМ)
    • Когда на насосе отсутствуют внешние признаки повреждения, тогда нужно выполнить снятие помпы. Для визуального осмотра узла – частенько с обратной стороны можно обнаружить сильно разрушенные (под воздействием коррозии) лопасти. Такая неисправность серьезно осложняет работу всего узла

    Замена помпы

    Замена помпы на ваз 21093, как и на ваз 2109 выполняется при полном остывании мотора.
    Порядок выполнения процедуры следующий:

    • Отсоединяем клеммы аккумулятора
    • Сливаем охлаждающую жидкость (в подставленную емкость), сливая на землю тосол, вы загрязняете ядовитыми веществами окружающую среду
    • Если замену жидкости (в системе охлаждения тосол либо антифриз) вы выполняли недавно (цена тосола приличная), тогда жидкость тем более следует собирать в емкость и использовать повторно после выполнения ремонтных операций

    Инструкция предписывает следующим шагом, снятие ремня привода электрогенератора:

    • Так как придется в процессе работы снимать шкив, чтобы получить доступ к ремню газораспределения, необходимо непременно снять приводной ремень генератора
    • Ремень снимается легко, отпускаем верхний стопорный болт на планке, ослабляем слегка нижний болт (если он зажат) и отводим электрогенератор к мотору
    • При этом образом, ремень привода электрогенератора ослабевает, и мы можем извлечь его
    • Далее, необходимо выставить механизм газораспределения по отметкам

    Первым делом, мы устанавливаем коленвал по отметке:

    • Прокручиваем коленвал, и смотрим через лючок картера сцепления, что бы отметка на его корпусе совпадала с отметкой на маховике коленвала
    • Совпадение отметок указывает, что поршень в первом цилиндре пришел в верхнее положение, и когда будем устанавливать назад ремень газораспределения, нам будет намного проще отрегулировать фазы газораспределения
    • Самое главное, важно помнить, что механизм газораспределения вращается медленнее в два раза, чем коленвал, поэтому надо следить, чтобы отметка на шестерне вала газораспределения совпадала с отметкой на кожухе

    Теперь, после совпадения отметок, можно приступать к снятию ремня газораспределения:

    • Отпустите ролик натяжитель и отведите в сторону, ослабив, таким образом, натяжение ремня ГРМ

    Отпускаем ролик натяжитель и снимаем ремень

    • Откручиваем болты, крепящие насос (на фото они указаны стрелками)

    Откручиваем болты, указанные стрелочками

    • Снимаем насос с мотора, после этого проверяем лопасти его крыльчатки на сохранность

    Снимаем помпу, осматриваем лопасти крыльчатки

    • Следует прочистить резьбы болтов и отверстия от старого герметика и следов коррозии
    • Новую помпу выбираем в соответствии с необходимыми размерами и маркировкой
    • Удаляем с сопрягаемых поверхностей насоса и мотора старый герметик и остатки прокладки, после чего протираем поверхности ветошью, пропитанной ацетоном
    • Затем смазываем поверхности свежим герметиком и ставим новую прокладку
    • Итак, замена помпы ваз 21093 почти завершена
    • Новую помпу надо аккуратно посадить на место
    • Болты крепления вкрутить и затянуть от руки
    • Перед закручиванием болтов, их нужно смазать герметиком
    • Проследите, чтобы направляющие штифты располагались на своих местах
    • Теперь крепеж можно затянуть, приложив необходимое усилие

    Предупреждение: Следует помнить, чрезмерная затяжка болтов опасно, оно может привести к поломке помпы. Учитывая ее стоимость, вам станет понятно, почему этому следует уделить особое внимание.

    • Собираем все снятые детали назад, после этого заливаем слитую в самом начале охлаждающую жидкость в систему
    • Также необходимо удалить из системы воздушные пробки
    • После этого можно запустить мотор и проверить, нет ли утечек из системы охлаждающей жидкости

    На ваз 2109 замена помпы процесс не трудный, важно лишь подобрать нужный инструмент и комплектующие на замену. Подробнее о проверке и замене смотрите наше видео.

    Замена помпы (водяного насоса) своими руками

    Основной проблемой, возникающей с водяным насосом на автомобилях ВАЗ 2109-2108 является подтекание охлаждающей жидкости, а также чрезмерный износ подшипника его привода, о чем может свидетельствовать сильный гул при работе двигателя со стороны помпы, а также люфт шестерни.

    Стоит иметь ввиду, что ремонт данного устройства — дело не очень простое, и самое главное — далеко не эффективное, и лучшим вариантом будет полная замена водяного насоса на новый. Цена новой детали на модели ВАЗ 2109, 2108 и 21099 составляет порядка 500-600 рублей, так что лучше не экспериментировать с ремонтом и поставить новую деталь.

    Для выполнения этой работы своими руками, нам понадобится следующий инструмент:

    • головка на 10 с трещоткой и небольшим удлинителем
    • ключ рожковый или накидной на 17
    • отвертка плоская с широким лезвием

    Обязательно перед выполнением данной процедуры необходимо слить охлаждающую жидкость из системы. Затем производим выставление газораспределительного механизма по меткам, чтобы поршень первого цилиндра находился в верхней мертвой точке (ВМТ).

    После этого откручиваем три болтика крепления крышки кожуха ГРМ с правой стороны двигателя. Они отмечены на фото ниже цифрами:

    И снимаем его, отведя до конца влево и вытянув через верх:

    Затем откручиваем и полностью снимаем натяжной ролик ремня ГРМ:

    И скидываем ремень, оставляя его лишь на шестерне коленчатого вала. После этого откручиваем звезду распредвала, удерживая ее любым способом от проворачивания:

    И снимаем ее, с небольшим усилием отводя в сторону:

    Теперь необходимо отвернуть одну гайку и четыре болта крепления внутренней металлической крышки. Ниже они отмечены на фото:

    После этого отводим крышку в сторону и полностью вынимаем ее, отложив в сторону, чтобы не мешалась:

    Теперь доступ к водяному насосу открыт и можно плоской отверткой поддевать ее, разъединив корпус от блока цилиндров, как это показано наглядно на приведенной ниже фотографии:

    А вот дальше придется помучиться, так как помпа на ВАЗ 2109-2108 расположена так близко к кузову автомобиля, что вынуть ее просто так не получится. Для этого сначала необходимо отвести двигатель немного в сторону, либо поднять эту часть домкратом до тех пор, пока не появится возможность беспроблемного извлечения помпы.

    Когда удалось ее извлечь, тщательно очищаем место ее посадки от старой прокладки, берем новый водяной насос и производим замену. Прокладку разумеется тоже лучше заменить новой. Установка происходит в обратной снятию последовательности и убедитесь, что маркировка (номер на крае корпуса) должен быть вверху.

    Замена помпы ваз 2109

    Такая операция, как замена помпы ваз 2109 необходима, когда помпа либо начинает издавать посторонние звуки от пришедших в негодность подшипников, либо когда она начинает течь. Иногда происходит и заклинивание помпы, что также требует ее замены.

    Сама работа не вызывает каких-либо сложностей с технической стороны вопроса , но она очень ответственна в плане правильной установки ремня ГРМ. Дело в том, что помпа приводится в работу посредством ремня ГРМ и при замене помпы необходимо его снимать. Неправильная установка ремня ГРМ, при обратной сборке, на двигателях объемом 1.1 и 1.3 литра чревата тяжелыми последствиями для двигателя в целом.

    Так, смещение ремня ГРМ более чем на два зуба от заводских меток закончится в итоге встречей поршней с клапанами, с загибом последних.

    Собственно основная направленность статьи на грамотную установку ремня ГРМ, а процесс замены помпы как таковой несложен для любого автолюбителя знакомого с гаечными ключами.

    Так как при замене помпы на двигателе ваз 2109 и его модификациях, приходится снимать ремень ГРМ, натяжной ролик, шкив распредвала и саму помпу, то выгоднее всего приобретать необходимые запчасти после разборки и дефектовки всех этих деталей.

    Если замена помпы совпадает со сроком замены ремня ГРМ, что было бы вообще идеально, то вопросов с заменой ремня не возникает. Когда же пробег автомобиля со старым ремнем неизвестен, то есть смысл его заменить, а также и натяжной ролик грм ваз.

    Схема работы по замене помпы ваз 2109

    Работу можно выполнять как в гараже, так и на открытой ровной площадке, если позволяет погода. Под задние колеса ставятся надежные упоры и, для безопасности работы снимается клемма с аккумуляторной батареи.

    • Откручивается пробка на блоке цилиндров и сливается тосол
    • Снимается крышка ремня ГРМ
    • Двигатель выставляется по заводским меткам
    • Ослабляется и снимается ремень генератора

    Снимается правое переднее колесо, щиток защиты ремня и отдается болт крепление шкива коленчатого вала и шкив снимается. Для надежного удержания коленчатого вала от проворачивания в момент откручивания болта крепления шкива, вал необходимо зафиксировать. Фиксацию вала можно выполнить при помощи мощной отвертки вставленной между зубьями маховика и краем лючка (служащего для выставления меток ),в кожухе сцепления. Шкив можно также зафиксировать отверткой через его прорези, совместив жало отвертки с выступом на крышке маслонасоса.

    • Отпускается крепление натяжного ролика
    • Снимается ремень ГРМ и натяжной ролик

    • Отдается крепление помпы
    * Отдаются крепления внутреннего кожуха и он снимается

    Далее если помпу невозможно сдвинуть от руки, то можно постучать по ее корпусу ручкой молотка. Для того, чтобы вытащить помпу придется отдать болт крепления средней подушки двигателя (ваз 2109) и частично приподнять двигатель. Если замена происходит в условиях гаража , то мотор можно поднять с помощью лебедки (при ее наличии) или же подставить под поддон через деревянную проставку домкрат и поднять двигатель с его помощью.

    Сняв помпу необходимо убрать остатки прокладки на блоке двигателя до чистого металла.
    Теперь самое время продефектовать снятые детали. При этом ремень ГРМ должен быть сухим, не должен иметь усталостных трещин на наружной стороне, следов отслоения корда с торцевой части, а также трещин в основании зубьев ремня.
    Натяжной ролик должен свободно прокручиваться вокруг своей оси без заеданий и посторонних звуков и не иметь заметного люфта при покачивании его внутренней части. Вал помпы не должен иметь люфта и осевого перемещения, и должен вращаться свободно без каких-либо заеданий.

    При установке новой помпы ее посадочную плоскость и прокладку лучше смазать тонким слоем герметика на предмет заполнения микронеровностей. Помпа ставится на свое место и двигатель опускается на домкрате до совпадения болта крепления центральной подушки двигателя с отверстием подушки. Болт ставится на место и затягивается.

    Ставится на место и крепится внутренний кожух ремня, шестерня распредвала (предварительно не забыть установить шпонку), новый натяжной ролик и сам ремень ГРМ. Устанавливаются и затягиваются в два приема болты крепления помпы.
    Ремень ГРМ нужно устанавливать, начиная с правой стороны (сторона генератора) натягивая его между шестернями коленчатого и распределительного валов, далее через натяжной ролик и шестерню помпы. Установив ремень, выполняется предварительная его натяжка роликом. Правильно натянутый ремень должен повернуться на 90 градусов в плоскости от усилия пальцев руки.

    Затем нужно проверить совпадение заводских меток, и если они совпадают, то провернуть коленчатый вал двигателя на два оборота и вновь проверить совпадение меток. Как правильно выставить метки можно прочесть здесь. Если метки совпадают, то можно окончательно затянуть натяжной ролик.

    При затяжке ролика не прикладывайте чрезмерных усилий, чтобы не погнуть шпильку его крепления или не сорвать внутреннюю резьбу ее крепления. «Проснувшаяся» шпилька может создать серьезные проблемы, так как натяжной ролик уже не возможно будет зафиксировать.
    Если шпилька погнется, то ролик будет стоять с перекосом и ремень будет «уходить» либо к блоку, либо к крышке ремня задевая за эти детали своей торцевой частью. Это помимо неприятного шума со стороны ГРМ будет еще и способствовать быстрому износу ремня.

    Теперь можно поставить на место шкив коленчатого вала, и зафиксировав вал затянуть болт крепления шкива. Установить ремень генератора и выполнить его натяжение.
    Затем ставится на место защитный щиток со стороны брызговика, устанавливается колесо и затягиваются болты его крепления.

    Замена ремня ГРМ закончена, и можно заливать тосол и заводить мотор для проверки. Если после запуска двигателя появился вой со стороны ГРМ, то ремень перетянут и необходимо ослабить его натяжку, и вновь произвести запуск. Далее после проверки, ставится крышка ремня ГРМ и двигатель вновь запускается, чтобы убедиться в чистой его работе. Появившийся шум подскажет, что крышка установлена с перекосом и ее необходимо поправить.

    Читать еще:  Проваливается педаль сцепления ваз 2106
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector