Syzran-avto.ru

Автомобильный журнал
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опель Астра h где находится реле стартера

Opel Astra H Расположение предохранителей и реле

Монтажный блок предохранителей, плавких вставок и реле под капотом Опель Астра H

Описание реле:
К1 – Реле стартера
К2 – Реле контроллера упавления двигателем ECM, главное реле зажигания (Клемма 15)
К3 – Реле насос омывателей фар
К5 – Реле передннего стеклоочистителя (медленно/быстро)
К6 – Реле передние стеклоочистителя (включение/выключение)
К7 – Насос омывателя фар.
К8 – Реле подогрева топливного фильтра (дизельные модели)
К10 – Реле топливного насоса
К11 – Реле вентилятора системы охлаждения
К12 – Реле вентилятора системы охлаждения
К13 – Вентилятор радиатора
К14 – Обогрев топливного фильтра (Дизель), компрессор кондиционера
К15 – Реле вентиляции салона
К16 – Реле противотуманных фар

Не работает прикуриватель на автомобиле Опель Астра H что делать?

Отказ предохранитель прикуривателья на автомобиле Опель Астра H обычно связан с тем, что в гнездо прикуривателя устанавливаются потребители с большим током потребления. А так же из-за неисправности самой розетки прикуривателя. В первую очередь проверяется исправность предохранителя F36 (под капотом), в других вариантах исполнения задействован предохранитель F29(15A) находящийся в блоке багажного отделения. Если при установке предохранитель он сразу сгорает, то требуется устранить короткое замыкание в электропроводке автомобиля.

Не работает бензонасос (топливный насос) Опель Астра H что делать?

Если автомобиль Опель перестал запускаться, не слышно работу топливного насоса и у вас есть подозрение на исправность цепи топливного насоса, то в первую очередь проверяется испавность предохранителя F24(15A), находящегосе в моторном отсеке. Далее проверяется работоспособность реле K10

Таблица цепей, защищенных плавкими предохранителями в моторном отсеке Opel Astra H

Номер предох- ранителяСила тока, АЦепи, которые защищает предохранитель
F120Антиблокировочная система тормозов (ABS)
F230Антиблокировочная система тормозов (ABS)
F330Система обогрева, вентиляции салона, климат-контроль (HVAC)
F430Система обогрева, вентиляции и кондиционирования (HVAC)
F530 / 40Вентилятор системы охлаждения 1*
F630 / 40Вентилятор системы охлаждения 2*
F710Омыватели стекол
F815Звуковой сигнал
F925Омыватели фар
F10не используется
F11не используется
F125Циркуляционный насос
F1315Противотуманные фары
F1430Стеклоочиститель ветрового окна
F1530Стеклоочиститель окна двери задка
F165Модуль управления двигателем/система Open-Start/Stop
F1725Подогрев топливного фильтра (дизельные модели)
F1825Стартер
F1930Электронное оборудование коробки передач
F2010Кондиционер
F2120Электронное оборудование двигателя
F227,5Электронное оборудование двигателя
F2310Система адаптивного света фар (AFL), регулирование угла наклона фар
F2415Топливный насос
F2515Электронное оборудование коробки передач
F2610Электронное оборудование двигателя
F275Усилитель рулевого управления
F285Электронное оборудование коробки передач
F297,5Электронное оборудование коробки передач. Блок управления коробкой
F3010Электронное оборудование двигателя
F3110Система адаптивного света фар (AFL).Регулирование угла наклона фар
F325Сигнальная лампа неисправности тормозной системы, кондицио­нер, выключатель на педали сцепления
F335Система адаптивного света фар (AFL).Регулирование угла наклона фар
F347,5Блок управления модуля рулевой колонки
F3520Информационно-развлекательная система
F367,5Мобильный телефон/радиоприемник/система Twin Audio/многофункциональный дисплей. Прикуриватель 15А при отсутствии заднего блока педохрнителей.
Монтажный блок предохранителей, плавких вставок и реле в багажнике Опель Астра H

Описание реле:
К3 – Обогрев заднего стекла
К1 – Клемма 15
К2 – Клемма 15а

Таблица цепей, защищенных плавкими предохранителями в багажнике Opel Astra H

Opel Astra H manual

Большинство цепей питания электрооборудования автомобиля защищено плавкими предохранителями. Фары, электродвигатели вентиляторов, топливный насос и другие мощные потребители тока подключены через реле. Предохранители и реле установлены в монтажных блоках, которые находятся в багажнике автомобиля под облицовкой боковины с левой стороны и в моторном отсеке рядом с аккумуляторной батареей.
Обозначения предохранителей и реле монтажного блока, установленного в багажнике под облицовкой левой боковины, приведены на рис. 10.1.
В табл. 10.1 указано назначение этих предохранителей, плавких вставок и реле, но на конкретной модели автомобиля некоторые цепи, указанные в таблице, могут отсутствовать.

Обозначения предохранителей и реле монтажного блока, установленного в моторном отсеке справа по направлению движения, приведены на рис. 10.2.
В табл. 10.2 указано назначение этих предохранителей, плавких вставок и реле, но на конкретной модели автомобиля некоторые цепи, указанные в таблице, могут отсутствовать.

1. Для получения доступа к монтажному блоку предохранителей, расположенному в багажнике, поверните на 90° два фиксатора крышки люка в обивке левой боковины…

2….и откиньте вниз крышку.

3. Для получения доступа к монтажному блоку, расположенному в моторном отсеке, отожмите отверткой два фиксатора…

4….и снимите его крышку.

В специальных гнездах корпуса монтажного блока, расположенного в багажнике, закреплены запасные предохранители Б и пинцет А для извлечения предохранителей из монтажных блоков.
5. Прежде чем заменить перегоревший предохранитель или плавкую вставку, выясните причину перегорания и устраните ее. При поисках неисправности просмотрите указанные в табл. 10.1 и 10.2 цепи, которые защищает данный предохранитель или плавкая вставка.

Предупреждение.
Не заменяйте предохранители предохранителями, рассчитанными на другую силу тока, или самодельными перемычками – это может привести к повреждению электрических приборов и даже к пожару.

6. Снимите пинцет с основания монтажного блока, расположенного в багажнике.

7. Захватите пинцетом предохранитель…

8….и извлеките его из контактного разъема.

Так выглядит перегоревший предохранитель (показанная стрелкой перемычка внутри держателя перегорела и разомкнулась). Для замены предохранителя используйте запасной предохранитель того же номинала (и цвета).

9. Установите в контактный разъем предохранитель того же номинала, что и снятый.

10. При необходимости замены извлеките реле из монтажного блока, покачивая его из стороны в сторону…

11….и установите новое реле.

12. Плавкие вставки заменяйте аналогично замене реле.

Рис. 10.1. Обозначения предохранителей, плавких вставок и реле, установленных в монтажном блоке багажника.

Рис. 10.2. Обозначения предохранителей, плавких вставок и реле, установленных в монтажном блоке моторного отсека.

Опель Астра h где находится реле стартера



Монтажный блок — расположение предохранителей, плавких вставок и реле и их замена на автомобиле Опель Астра Н

Выпуск с 2004 г.
3- И 5-ДВЕРНЫЙ ХЭТЧБЕК | СЕДАН | УНИВЕРСАЛ
Бензиновые двигатели DOHC объемом: 1.4, 1.6, 1.8 и 2.0 л

5. Прежде чем заменить перегоревший предохранитель или плавкую вставку, выясните причину перегорания и устраните ее. При поисках неисправности просмотрите указанные в табл. 10.1 и 10.2 цепи, которые защищает данный предохранитель или плавкая вставка.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не заменяйте предохранители предохранителями, рассчитанными на другую силу тока, или самодельными перемычками — это может привести к повреждению электрических приборов и даже к пожару.


6. Снимите пинцет с основания монтажного блока, расположенного в багажнике.


7. Захватите пинцетом предохранитель.


9. Установите в контактный разъем предохранитель того же номинала, что и снятый.


10. При необходимости замены извлеките реле из монтажного блока, покачивая его из стороны в сторону.

11. . и установите новое реле.


Рис. 10.1. Обозначения предохранителей, плавких вставок и реле, установленных в монтажном блоке багажника Опель Астра Н


Рис. 10.2. Обозначения предохранителей, плавких вставок и реле, установленных в монтажном блоке моторного отсека Опель Астра Н

18 (5 А)
19
20 (10 А)
21 (7,5 А)
22 (20 А)
23 (25 А)
24 (7,5 А)
25
26 (7,5 А)
27 (5 А)
28
29 (15 А)

Розовый

Красный
Коричневый
Желтый
Фиолетовый
Коричневый

Коричневый
Розовый

Синий

17 (25 А)
18 (25 А)
19 (30 А)
20 (10 А)
21 (20 А)
22 (7,5 А)
23 (10 А)
24 (15 А)
25 (15 А)
26 (10 А)
27 (5 А)
28 (5 А)
29 (7,5 А)
30 (10 А)
31 (10А)
32 (5 А)

34 (7,5 А)
35 (20 А)
36 (7,5)

Фиолетовый
Фиолетовый
Розовый
Красный
Синий
Коричневый
Красный
Синий
Синий
Красный
Розовый
Розовый
Коричневый
Красный
Красный
Розовый

Opel Astra H все предохранители и реле

Opel Astra H — третье поколение легкового автомобиля компактного класса Опель Астра, выпускался в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 году как с бензиновыми так и дизельными двигателями. За это время автомобиль прошел рестайлинг. В нашей статье вы найдёте места расположения блоков управления, подробное описание блоков предохранителей и реле Опель Астра h, их схемы и фото примеры исполнения. Выделим предохранитель отвечающий за прикуриватель. В заключении предложим для скачивания полное руководств по ремонту и обслуживанию опель астра аш.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Назначение элементов в блоках Вашего Opel Astra H может отличаться от представленного и зависит от года выпуска, страны поставки и уровня электронного оснащения.

Блок под капотом

Он находится в левой части моторного отсека, рядом со стойкой и закрыт защитной крышкой. Состоит из двух отделов (блока предохранителей и реле и отдела силовых предохранителей высокой мощности)

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Фото — схема

p, blockquote 5,0,1,0,0 —>

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Описание предохранителей

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

FB150А Электрогидравлический жесткий верх HT
FB280А Дизель (Контроллер времени накаливания)
FB380А ЭГУР
FB430А Независимый обогреватель IH 100А Дополнительный обогреватель — электрический, пассажирский салон EH
FB580А на REC / Задний блок предохранителей
FB680А на REC / Задний блок предохранителей
F120А Антиблокировочная система тормозов (ABS)
F230А Антиблокировочная система тормозов (ABS)
F330А Система обогрева, вентиляции салона, климат-контроль (HVAC)
F430А Система обогрева, вентиляции и кондиционирования (HVAC)
F530/40А Вентилятор системы охлаждения 1*
F630/40А Вентилятор системы охлаждения 2*
F710А Омыватели стекол 20A (без REC) Центральный замок ZV
F815А Звуковой сигнал 10A (без REC) Центральный замок ZV, Стеклоомыватель передний, задний WA
F925А Омыватели фар 25A (без REC) Обогрев заднего стекла HFH (K17_X125)
F107.5A На диагностический разъем DIAG
F117.5A Приборы
F125А Циркуляционный насос 7.5A (без REC) Инф. дисплей ID, Аудио система Twin Audio TWA, Цифровое радиовещание DAB, Телефон с голосовым управлением TCV
F1315А Противотуманные фары 5A Лампа освещения салона IRL(K18_X125)
F1430А Стеклоочиститель ветрового окна
F1530А Стеклоочиститель окна двери
F165А Модуль управления двигателем/ система Open-Start/ Stop (без REC) ABS-ESP, Звуковой сигнал(K4_X125), Кондиционер, полуавтоматический кондиционер, электронное регулирование климата, Выключатель стоп сигнала, эл. гидравлический жесткий верх
F1725А Подогрев топливного фильтра (дизельные модели)
F1825А Стартер
F1930А Электронное оборудование коробки передач
F2010А Кондиционер / Звуковой сигнал (K4_X125)
F2120А Электронное оборудование двигателя
F227,5А Электронное оборудование двигателя
F2310А Система адаптивного света фар (AFL), регулирование угла наклона фар
F2415А Топливный насос
F2515А Электронное оборудование коробки передач
F2610А Электронное оборудование двигателя
F275А Усилитель рулевого управления
F285А Электронное оборудование коробки передач
F297,5А Электронное оборудование коробки передач 7.5A (с REC) Блок управления коробка Автомат/ Easytronic
F3010А Электронное оборудование двигателя (катушки зажигания)
F3110А Система адаптивного света фар (AFL). Регулирование угла наклона фар 15A (без REC) Стеклоочиститель заднего стекла (K56)
F325А Сигнальная лампа неисправности тормозной системы, кондиционер, выключатель на педали сцепления
F335А Система адаптивного света фар (AFL).Регулирование угла наклона фар
F347,5А Блок управления модуля рулевой колонки
F3520А Информационно — развлекательная система
F367,5А Мобильный телефон /радиоприемник/ система Twin Audio/ многофункциональный дисплей 15A (без REC) Прикуриватель

В одном из вариантов исполнения за работу прикуривателя отвечает предохранитель номер 36 на 15А. В остальных случаях, смотрите блок в багажном отделении.

Назначение реле

Читать еще:  Опель Астра h блок предохранителей

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

  • К1 (K11_X125) Вентилятор радиатора (FE5, FE6)
  • К2 (K12_X125) Вентилятор радиатора (FE5, FE6)
  • К3 (K7_X125) (с REC) Насос омывателя фар (FE9)
  • К3 (K17_X125) (без REC) Обогрев заднего окна (FE9)
  • К4 (K16_X125) (с REC) Противотуманные фары, передние (FE13)
  • К4 (K18_X125) (без REC) Отключение загрузки( освещение салона и т. д.) (FE13)
  • К5 (K5_X125) Стеклоочиститель, лобовое стекло, низкий/высокий (FE14, FE15)
  • К6 (K6_X125) Стеклоочиститель, лобовое стекло, ВКЛ/ВЫКЛ (FE14, FE15)
  • К7 (K15_X125) Вентилятор, пассажирский салон — Кондиционер/Обогрев (FE4)
  • К8 (K14_X125) (с REC) Обогрев фильтра (Дизель) (FE17)
  • К8 (K8_X125) (без REC) Компрессор, кондиционер (FE17)
  • К9 (K1_X125) Стартер (FE18, K3_X125)
  • К10 (K13_X125) Вентилятор радиатора (FE5, FE6)
  • К11 (K8_X125) (с REC) Компрессор, кондиционер (FE20, FE32)
  • К11 (K4_X125) (без REC) Рожковый звуковой сигнал (FE20, FE16)
  • К12 (K2_X125) Контроллер управления двигателем (на FE21, FE26, FE32)
  • К13 (K10_X125) Топливный насос (FE24)
  • К14 (K3_X125) Вывод 15 (на K1_X125, FE23, FE24, FE25, FE27, FE29, FE30, FE31, FE33)

Отдельные элементы реле могут находится вне основного блока, например:

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

  • K30A Реле — вентилятор радиатора (FE5, FE6)
  • K30B Реле — вентилятор радиатора (FE5, FE6)
  • K84LD/RD Реле — гидроагрегат (кабриолет складной верх) (FB1)
  • K93 Реле — отпирание рычага переключения передач (Коробка автомат AF17/4, AF22/4)

p, blockquote 11,1,0,0,0 —>

Блок в багажном отделении

Расположен за левой обшивкой салона.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Вариант 1

Схема

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

Обозначение

p, blockquote 16,0,0,1,0 —>

125/30А Электропривод управления передними стеклоподъемниками
2Не используется
37,5А Комбинация приборов
45А Обогрев/кондиционер/климат-контроль (HVAC)
57,5А Подушки безопасности
6Не используется
7Не используется
8Не используется
9Не используется
10Не используется
1125А Обогрев заднего стекла (стекла окна двери задка)
1215А Стеклоочиститель окна двери задка
135А Система помощи при парковке
147,5А Система кондиционирования воздуха
15Не используется
165А Система опознавания занятости сиденья/ система Open-Start
175А Датчик дождя/ датчик качества воздуха/ система контроля давления в шинах/ внутреннее зеркало заднего вида
185А Приборы /переключатели
19Не используется
2010А Система динамического управления амортизаторами (CDC)
217,5А Обогрев наружных зеркал заднего вида
2225А Верхний люк
2325/30А Электростеклоподъемники задних дверей
247,5А Диагностический разъем
25Не используется
267,5А Электропривод складывания наружных зеркал
275А Ультразвуковой датчик, система противоугонной сигнализации
28Не используется
2915А Прикуриватель, передняя розетка
3010А Задняя розетка для подключения дополнительных электроприборов
31Не используется
32Система Open & Start
33Не используется
3425А Верхний люк
3510А Задняя розетка для подключения дополнительных электроприборов
3620А Розетка тягово — сцепного устройства
375А Освещение салона
3830А Центральный замок, вывод «30»
3915А Обогрев левого переднего сиденья
4015А Обогрев правого переднего сиденья
41Не используется
42Не используется
43Не используется
44Не используется
  • K2 (K3_X131) Реле — обогрев заднего окна, зеркал (на FR11, FR21), (от FB5, FB6)
  • K3 (K1_X131) Реле — вывод 15 (на FR12, FR13, FR14, FR16, FR17, FR18, FR20)
  • K4 (K2_X131) Реле — вывод 15a (на FR39, FR40)

За работу прикуривателя отвечает предохранитель номер 29 на 15А, а за дополнительные розетки 30 на 10А.

Вариант 2

Схема

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

Расшифровка схемы

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

F5010А Кондиционер AC (на реле K5)
F5115А Противотуманные фары (передние) (на реле K39)
F5215А Дополнительное гнездо (задний прикуриватель) ACS
F537.5A Обогрев зеркал
F5430А Стеклоподъемники передние FHF
F5530А Стеклоподъемники задние FHR
F567.5A Задние фонари (на K71), Замок без ручки (на K24D)
K5Реле — компрессор, кондиционер (FE33, F50)
K24DРеле мертвой блокировки (F56)
K39Реле — противотуманная фара, передняя (F51)
K56Реле — стеклоочиститель, заднее окно (FE31, FE33)
K71Реле – фонарь заднего хода (F56, FE33)

Руководство Opel Astra H

Больше информации про ремонт и обслуживание Опель Астра Н можете узнать, изучив данное руководство: «скачать«.

p, blockquote 21,0,0,0,0 —> p, blockquote 22,0,0,0,1 —>

На этом всё. А если остались вопросы, задавайте их комментарии.

Стартер — общая информация, снятие и установка

Общая информация

1. Единственной задачей системы запуска является обеспечение вращения двигателя со скоростью, достаточной для его запуска — примерно 300 об/мин.

2. Система запуска состоит из стартера, аккумуляторной батареи, выключателя зажигания, тягового реле и соединительной электропроводки.

3. Стартер представляет собой электромотор постоянного тока со смешанным возбуждением и установленным снаружи электромагнитным тяговым реле. Стартер состоит из корпуса или статора с обмотками возбуждения, якоря с обгонной муфтой, крышки со щеткодержателями и тягового реле.

4. При включении стартера через обмотку тягового реле начинает протекать ток от аккумуляторной батареи. Якорь реле втягивается и контакты замыкаются. Одновременно якорь реле через приводной рычаг обеспечивает выдвижение шестерни с обгонной муфтой, при этом ступица муфты поворачивается на винтовых шлицах вала якоря стартера и поворачивает также и шестерню, что облегчает ввод последней в зацепление с зубчатым венцом маховика. Через замкнутые контакты тягового реле проходит ток, питающий обмотки статора и якоря и якорь стартера начинает вращаться вместе со ступицей и обгонной муфтой.

5. После запуска двигателя частота вращения шестерни превышает частоту вращения якоря стартера. В этом случае обгонная муфта свободно проворачивается, и крутящий момент не передается от маховика двигателя на вал якоря стартера. После отпускания ключа зажигания цепь питания обмоток тягового реле через выключатель зажигания размыкается, якорь тягового реле пружиной отжимается в исходное положение, контакты реле размыкаются и шестерня привода выходит из зацепления с зубчатым венцом маховика.

6. Стартер с втягивающим реле расположен параллельно коленчатому валу двигателя и закреплен на силовом агрегате.

7. При проведении ТО необходимо обеспечить безукоризненное соединение электропроводки, удалить следы коррозии зажим и смазать клеммы специальной смазкой.

Снятие и установка

Двигатель Z14XEP

8. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (см. Раздел 9).

9. Поднимите автомобиль на подъемнике, отпустите гайку (см. сопр. иллюстрацию) и отсоедините кабель заземления на «массу».

10. Отпустите крепежные гайки (см. иллюстрацию 13.9) и отсоедините электропроводку от стартера, затем выверните 2 крепежных болта и снимите стартер.

11. Установка производится в обратном порядке.

Двигатель Z18XE

12. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (см. Раздел 9) и поднимите автомобиль на подъемнике.

13. Снимите защитную скобу (см. сопр. иллюстрацию) приемной трубы системы выпуска отработавших газов.

14. Отпустите 2 крепежные гайки (см. иллюстрацию 13.13) и отсоедините подводящую электропроводку от стартера, а так же кабель заземления.

15. Отпустите верхнюю гайку крепления гайку и нижний крепежный болт (см. иллюстрацию 13.13) и снимите стартер.

16. Установка производится в обратном порядке.

Двигатель Z16XEP

17. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (см. Раздел 9).

18. Отсоедините вакуумный шланг (см. сопр. иллюстрацию), выверните 2 болта и снимите опору впускного воздуховода, затем отпустите гайки и отсоедините кабели электропроводки.

19. Отсоедините кабель заземления (см. иллюстрацию 13.18), выверните 2 крепежных болта и снимите стартер.

20. Установка производится в обратном порядке.

Двигатель Z22YH (Zafira)

21. Отсоедините провод от отрицательной клеммы батареи (см. Раздел 9) и поднимите автомобиль на подъемнике.

22. Отпустите 2 гайки и отсоединить кабели электропроводки от стартера.

23. Выверните 2 крепежных болта (см. сопр. иллюстрацию) и снимите стартер.

24. Установка производится в обратном порядке.

Двигатель Z20LE(L/R/H)

25. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (см. Раздел 9).

26. Выверните 2 крепежных болта и отсоедините скобу крепления вакуумного ресивера от впускного воздуховода и от блока двигателя.

Замечание: Ресивер крепится в задней верхней части блока цилиндров.

27. Отпустите 2 гайки и отсоединить кабели (см. сопр. иллюстрацию) электропроводки от стартера, выверните 2 крепежных болта и снимите стартер.

Замечание: Болты имеют различную длину — верхний болт крепления длиннее.

28. Установка производится в обратном порядке.

Двигатель Z13DTH

29. Снимите аккумуляторную батарею с поддоном (см. Раздел 9).

30. Рожковым ключом отожмите наконечники (см. сопр. иллюстрацию) тросов из шаровых соединений на коробке передач. На сервисной станции Opel для этого используют специальное приспособление (рычаг) Ореl-КМ-6042. Оттяните назад фиксаторы и извлеките наконечники из скоб держателя и отведите их в сторону, соблюдайте осторожность наконечники и тросы не должны перекручиваться, растягиваться или перегибаться.

31. Специальным длинным ключом (см. сопр. иллюстрацию) выверните верхний болт крепления стартера, а затем поднимите автомобиль на подъемнике.

32. Отсоедините 2 шланга от вакуумного ресивера (см. сопр. иллюстрацию).

33. Отпустите гайку и отсоединить кабель заземления от стартера, выверните 2 болта и снимите вакуумный ресивер с опорой (см. иллюстрацию 13.32).

34. Отпустите 2 гайки и отсоединить кабели электропроводки от стартера, выверните нижний болт крепления стартера и снимите стартер.

35. Установка производится в порядке, обратном порядку снятия. Нижний болт крепления стартера следует затягивать после затягивания верхнего болта.

Двигатель Z17DT(L/H)

36. Снимите аккумуляторную батарею и поддон батареи (см. Раздел 9).

37. Выверните верхний крепежный болт (см. сопр. иллюстрацию) стартера из корпуса коробки передач.

Читать еще:  Круиз контроль на Опель Астра н как включить

Замечание: Стартер расположен в задней части блока двигателя.

38. Поднимите автомобиль на подъемнике и снимите защиту картера (см. Главу 2).

39. Отсоедините сливной шланг масляного фильтра от блока двигателя, ослабив хомут крепления.

40. Отсоедините стяжку (см. сопр. иллюстрацию), выверните крепежный болт и гайку и отсоедините кабели электропроводки стартера.

41. Отпустите гайку крепелния кабеля заземления (см. иллюстрацию 13.40), выверните нижний крепежный болт и снимите стартер.

42. Установка производится в обратном порядке.

Двигатель Z190T(L/H)

43. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (см. Раздал 9).

44. Снимите крышку двигателя, а на модемах Zafira, оборудованных двигателями Z19DT/Z19DTL, снимите также решетку обтекателя и крышку задней переборки двигательного отсека (см. Главу 11).

45. Высвободите шланг (см. сопр. иллюстрацию) системы охлаждения из держателя, отпустите 2 гайки и отсоедините держатель жгута электропроводки, отведите жгут а сторону.

46. Отпустите 2 гайки (см. иллюстрацию 13.45) и отсоедините кабели электропроводки от стартера, затем выверните 2 верхних болта крепления стартера.

47. Поднимите автомобиль на подъемнике и снимите защиту картера (см. Главу 2), отпустите крепежную гайку и отсоедините кабель заземления, выверните нижний крепежный болт и снимите стартер.

48. Установка производится в обратном порядка.

Проверка состояния и восстановительный ремонт стартера

49. Выполнение подробной диагностики состояния и восстановительного ремонта стартера следует поручить специалистам автосервиса — предварительно удостоверьтесь, что стоимость ремонта не превысить цену на новый стартер.

Opel Astra h. Расположение предохранителей, плавких вставок и реле и их замена

Большинство цепей питания электрооборудования автомобиля защищено плавкими предохранителями. Фары, электродвигатели вентиляторов, топливный насос и другие мощные потребители тока подключены через реле. Предохранители и реле установлены в монтажных блоках, которые находятся в багажнике автомобиля под облицовкой боковины с левой стороны и в моторном отсеке рядом с аккумуляторной батареей.
Обозначения предохранителей и реле монтажного блока, установленного в багажнике под облицовкой левой боковины, приведены на рис. 10.1.
В табл. 10.1 указано назначение этих предохранителей, плавких вставок и реле, но на конкретной модели автомобиля некоторые цепи, указанные в таблице, могут отсутствовать.

Обозначения предохранителей и реле монтажного блока, установленного в моторном отсеке справа по направлению движения, приведены на рис. 10.2.
В табл. 10.2 указано назначение этих предохранителей, плавких вставок и реле, но на конкретной модели автомобиля некоторые цепи, указанные в таблице, могут отсутствовать.

1. Для получения доступа к монтажному блоку предохранителей, расположенному в багажнике, поверните на 90° два фиксатора крышки люка в обивке левой боковины…

2….и откиньте вниз крышку.

3. Для получения доступа к монтажному блоку, расположенному в моторном отсеке, отожмите отверткой два фиксатора…

4….и снимите его крышку.

В специальных гнездах корпуса монтажного блока, расположенного в багажнике, закреплены запасные предохранители Б и пинцет А для извлечения предохранителей из монтажных блоков.
5. Прежде чем заменить перегоревший предохранитель или плавкую вставку, выясните причину перегорания и устраните ее. При поисках неисправности просмотрите указанные в табл. 10.1 и 10.2 цепи, которые защищает данный предохранитель или плавкая вставка.

Предупреждение.
Не заменяйте предохранители предохранителями, рассчитанными на другую силу тока, или самодельными перемычками – это может привести к повреждению электрических приборов и даже к пожару.

6. Снимите пинцет с основания монтажного блока, расположенного в багажнике.

7. Захватите пинцетом предохранитель…

8….и извлеките его из контактного разъема.

Так выглядит перегоревший предохранитель (показанная стрелкой перемычка внутри держателя перегорела и разомкнулась). Для замены предохранителя используйте запасной предохранитель того же номинала (и цвета).

9. Установите в контактный разъем предохранитель того же номинала, что и снятый.

10. При необходимости замены извлеките реле из монтажного блока, покачивая его из стороны в сторону…

11….и установите новое реле.

12. Плавкие вставки заменяйте аналогично замене реле.

Рис. 10.1. Обозначения предохранителей, плавких вставок и реле, установленных в монтажном блоке багажника.

Рис. 10.2. Обозначения предохранителей, плавких вставок и реле, установленных в монтажном блоке моторного отсека.

Opel Astra

› Logbook › Предохранители и реле

У нас два блока предохранителей, один в багажнике (слева) и один в подкатном пространстве (слева).

Или так:
Предохранители в блоке в моторном отсеке

Реле в блоке в моторном отсеке

К1_Х125 — реле стартера. См. пред. 18 в блоке под капотом.
К2_Х125 — реле электронного блока управления двигателем (ЭБУ).
КЗ_Х125 — вывод «5».
К5_Х125 — реле режимов работы очистителя лобового стекла.
К6_Х125 — реле переднего стеклоочистителя. См. пред. 14 в блоке под капотом.
К7_Х125 — реле омывателя фар (насос).
К8_Х125 — реле компрессора кондиционера.
К10_Х125 — реле топливного насоса. См. пред. 24 в блоке под капотом.
К11_Х125 — реле вентилятора радиатора.
К12_Х125 — реле вентилятора радиатора.
К1З_Х125 — реле вентилятора радиатора. См. пред. 5 в блоке под капотом.
К14_Х125 — реле обогрева топливного фильтра (только для дизельных двигателей).
К15_Х125 — реле вентилятора печки. См. пред. 3 в блоке под капотом.
К16_Х125 — реле противотуманных фар. См. пред. 13 в блоке под капотом.

Предохранители в багажнике

Реле в багажнике

К1_Х131 — реле замка зажигания, вывод «15».
К2_Х131 — реле замка зажигания, вывод «15А».
К3_Х131 — реле обогрева заднего стекла. См. пред. 11.

Силовые предохранители в моторном отсеке Opel Astra H

Спасибо за инфу и фотки koleso1982, GOLUBEV161 и многим другим.

Схема предохранителей и реле OPEL ASTRA H / ZAFIRA B с 2004

Подробная расшифровка с фото, электрической схемы блоков предохранителей и реле у автомобилей марки Опель.

Цветовая идентификация предохранителей по номинальной силе тока
Цвет предохранителя / Сила тока
Фиолетовый ЗА
Бежевый 5А
Коричневый 7,5 А
Красный 10 А
Синий 15 А
Желтый 20 А
Прозрачный 25 А
Зеленый 30 А
Синий 20 А
Прозрачный 25 А
Розовый 30 А
Зеленый 40 А

Размещение предохранителей в подкапотном монтажном блоке

Подкапотный монтажный блок
/ Защищаемый контур / Номинальная сила тока
1 ABS 20 А
2 ABS 30 А
3 Система обогрева, вентиляции салона, климат-контроль (HVAC) 30 А
4 Система обогрева, вентиляции и кондиционирования (HVAC) 30 А
5 Вентилятор системы охлаждения 1» 30 А / 40 А
6 Вентилятор системы охлаждения 2″ 20 А / 30 А / 40 А
7 Омыватели стекол 10 А
8 Звуковой сигнал 15 А
9 Омыватели фар 25 А
10 — •
11
12 Циркуляционный насос 5 А
13 Противотуманные фары 15А
14 Очистители стекол 30 А
15 Очистители стекол 30 А
16 Модуль управления двигателем/система Open&Starl/cTon-CMrHan ABS 5А
17 Подогрев топливного фильтра (дизельные модели) 25 А
18 Стартер 25 А
19 Электронное оборудование коробки передач 30 А
20 Кондиционер 10 А
21 Электронное оборудование двигателя 20А
22 Электронное оборудование двигателя 7,5 А
23 Система адаптивного света фар (AFL), регулирование угла наклона фар 10А
24 Топливный насос 15А
25 Электронное оборудование коробки передач 15А
26 Электронное оборудование двигателя 10 А
27 Усилитель рулевого управления 5А
28 Электронное оборудование коробки передач 5А
29 Электронное оборудование коробки передач 7,5 А
30 Электронное оборудование двигателя 10 А
31 Система адаптивного света фар (AFL). регулирование угла наклона фар 10 А
32 Тормозная система, кондиционер 5А
33 Система адаптивного света фар (AFL). регулирование угла наклона фар 5А
34 Блок управления модуля рулевой колонки 7.5 А
3S Информационно-развлекательная система ’20 А
36 Мобильный телефон/радиоприемник/система Twin Audio/многофункциональный дисплей 7.5 А

Размещение предохранителей в салонном монтажном блоке

/ Защищаемый контур / Номинальная сила тока
1 Электропривод управления передними стеклоподъемниками 25 А
2 — —
3 Приборы 7,5 А
4 Обогрев/кондиционер/климат-контроль (HVAC) 5А
5 Подушка безопасности 7,5 А
6 — —
7 — —
8 — —
9 —
10 — —
11 Обогрев заднего стекла 25 А
12 Очиститель заднего стекла 15 А
13 Система помощи при парковке 5А
14 Обогрев/кондиционер 7,5
15 —
16 Система опознавания занятости сиденья/система Open&Start 5А
17 Датчик дождя/датчик качества воздуха/система контроля давления в шинах/внутреннее зеркало заднего вида 5А
18 Приборы/переключатели 5А
19 — —
20 CDC 10 А
21 Обогрев наружных зеркал'» 7,5 А
22 Верхний люк 25 А
23 Электронное управление задними стеклоподъемниками 7,5 А
24 Диагностический разьем 7,5 А
25 —
26 Электропривод складывания эс_ркпл 7,5 А
27 Ультразвуковой датчик, устройство противоугонной сигнализации 5А
28 —
29 Прикуриватель, передняя розетка 15А
30 Задняя розетка 10 А
31 .
32 Система Open&Start 25 А
33 .
34 Верхний люк 25 А
35 Розетка отбора мощности (задняя) 10 А
36 Тягово-сцепное устройство 20 А
37 Освещение салона 5А
38 Центральное запорное устройство, клемма 30 А
39 Обогрев левого сидения 15А
40 Приборы, переключатели 15А
41 — •
42 —
43 —
44 —

Подкапотный монтажный блок
/ Рабочий контур / Обозначение реле
1 Вентилятор системы охлаждения К11 Х125
2 Вентилятор системы охлаждения К12 Х125
3 Насос омывателей фар К7 Х125
4 Противотуманные фары К16 Х125
5 Передние очистители (медленно/быстро) К5 Х125
6 Передние очистители (включение/выключение) К6_Х125
7 Вентиляция салона К15 Х125
8 Подогрев топливного фильтра (дизельные модели) К14_Х125
9 Стартер К1 Х125
10 Вентилятор системы охлаждения К13 Х125
11 Компрессор К/В К8 Х125
12 ЕСМ К2 Х125
13 Топливный насос К10 Х125
14 Клемма 15 КЗ Х125

Салонный монтажный блок
Рабочий контур Обозначение реле
1 Обогрев заднего стекла КЗ Х131
2 Клемма 15 К1 Х131
3 Клемма 15а К2 Х131

Стартер Opel Astra

Стартер OPEL Astra H предназначен для запуска двигателя автомобиля через вращение коленчатого вала. Стартер (далее — пусковое устройство) раскручивает коленвал до таких оборотов, чтобы их было достаточно для преодоления силы сжатия и последующего воспламенения горючей смеси в камере сгорания цилиндра.

Частая, а порой неправильная эксплуатация технического средства, приводит к преждевременному износу элементов, снижению эффективности работы.

Механизм нуждается в профилактике, частичном ремонте. Несмотря на относительную простоту конструкции, диагностику проводите в сервисных центрах. Требуйте у мастеров предоставления гарантии на выполненные работы.

Средний ресурс службы ПУ 70 – 90 тыс. км., при условии правильного использования интервал замены увеличится на 5 – 7 тыс. км.

Проблемы со стартером, способы их решения на Опель Астра H

На практике выделяют две категории поломок: связанные с электрической и механической частью. Для мастера СТО важно уметь оперативно отличить одно от другого с целью оперативного и качественного проведения ремонта технического средства.

Электрические

Повреждение электрических кабелей, витков, волокон, изоляционного слоя. Чаще встречается слабый контакт клемм в сердцевине замка зажигания, аккумуляторной батареи, пускового устройства, других смежных участках.

  • Тугое вращение ротора;
  • Не заводится стартер;
  • При подаче тока на контакты пусковое устройство неподвижно;
  • ПУ щелкает, но не крутит. Вероятнее всего, причина в замыкании обмотки, обрыве, дефекте втягивающего реле. А также, износ щеток, якоря.
Читать еще:  Подходит срок техобслуживания Опель Астра j как убрать

Параллельно проверяем уровень заряда аккумуляторной батареи, плотность посадки клемм. В салоне автомобиля, под рулевой колонкой осматриваем сердцевину замка зажигания. Проверяем на люфт, тугое проворачивание ключа, неполное включение.

Далее переходим в моторный отсек, осматриваем изоляционный слой проводки, контактов, клемм, прочих соединений. Поврежденные участки проводки удаляем.

Замеряем силу тока и напряжение на концевиках аккумуляторной батареи. При необходимости подзаряжаем.

Механические

Коленчатый вал не вращается при подаче напряжения на ПУ — первый признак механической поломки.

Вероятная причина в неисправности обгонной муфты, стопорном кольце, маховике, прижимной пружине, подшипнике.

Если в процессе работы ПУ слышен металлический скрежет, скрип — признак износа зубьев маховика, их деформации, надлома.

  • Стартер вращается с задержкой: подгорание контактов, втягивающее реле в непригодном состоянии;
  • Вращение с усилиями: износ щеток, заклинивание опорного подшипника.

Ротор не выходит из зацепления после запуска двигателя. Причина:

  • Лопнула прижимная пружина;
  • Залипли контакты платы;
  • Втягивающее реле стартера заклинило от перегрева;
  • Подшипник привода деформирован.

Характерные причины износа стартера

  • Затягивание сроков проведения технического осмотра;
  • Покупка с последующей установкой деталей низкого качества изготовления;
  • Непрофессиональная установка;
  • Нарушение правил эксплуатации;
  • Заклинивание движущих механизмов, сателлитов.

Оригиналы, аналоги, артикулы и цены

Артикул / название / ОЕМЦена (Руб.)
STARLINE SX2107 SX 2107 (0,9 кВт)От 6500
STARLINE SX2171—/—
BOSCH (Бош) 0986017120От 7100
BOSCH 0001107401—/—
MAGNETI MARELLI 943251576010От 7900
—/— 943251576534 (Opel Astra H, G)—/—
—/— 943251576328—/—

*цены уточняйте на момент покупки у официального дилера.

Где находится стартер в автомобиле Опель Астра H

Месторасположение стартера шаблонное, как для автомобилей семейства Опель Астра: левая сторона моторного отсека, торцевая часть блока цилиндров (см. фото).

При необходимости проведения ремонта, профилактики доступ имеется из-под капотного пространства и днища. Для обеспечения максимального комфорта, обзорности мастера СТО рекомендуют использовать гидравлический подъемный механизм.

Рекомендации по эксплуатации пускового устройства

  • Длительность вращения за один цикл не должна превышать 10 – 15 секунд, после чего следует пауза на 25 – 30 сек.;
  • Обязательные профилактики каждое второе ТО (через 30000 км).

Замена и установка стартера на Опель Астра H

После проведения комплексной диагностики, анализа полученной информации, расчета количества запчастей, подготавливаем:

  • Набор головок, инструментов;
  • Дополнительное освещение, если в помещении недостаточно естественного света;
  • Ветошь, графитная смазка;
  • Ремкомплект к стартеру.
  • Машину устанавливаем на смотровую яму, открываем капот, отсоединяем клеммы от аккумулятора, устанавливаем противооткатные башмаки под задние колеса;
  • Ключом на «15» отвинчиваем крепежную гайку, снимаем силовые клеммы с платы;
  • Выкручиваем гайки крепления (ключ на «17»), снимаем пусковое устройство со шлицов.

Далее следует сделать выбор, что устанавливать: новый стартер или восстановить исправность штатного. С точки зрения экономии, дешевле и рациональнее перебрать прежний, но при условии, что отсутствуют трещины, повреждения корпуса.

Новое пусковое устройство в автомагазине обойдется в 6 – 8 тыс. рублей, в то время как ремонт всего лишь в 2 – 3.5 тыс.

Разбор пускового устройства на составные элементы

При наличии загрязнения на поверхности очищаем, используем ветошь, наждачную бумагу для удаления абразивных наслоений, ржавчины.

  • Рассоединяем корпус, отделяем заднюю часть, выводим втягивающее реле;
  • Снимаем якорь, прижимную пружину, стопорное кольцо, прокладку;
  • Выводим планетарный редуктор;
  • Осматриваем роликовый подшипник, обойму, проверяем на люфт.

Устанавливаем новые запчасти с оригинальными каталожными артикулами. Завершаем сборку, запускаем мотор.

Последующий ремонт стартера через 70 – 85 тыс. км., профилактика каждые 25 – 30 тыс. км.

Если испытываете трудности при ремонте, дополнительно ознакомьтесь с видео инструкциями, получите консультации у специалистов СТО.

Предохранители и реле Opel Astra H в полной комплектации

Блок предохранителей в автомобиле является важным элементом обеспечения исправного состояния всех электромеханизмов. Каждый предохранитель на Опель Астра G отвечает за определенный участок электрической цепи. Перегорание этой детали является сигналом о неполадках или неправильной эксплуатации узлов машины.

Снятие предохранителей блока под капотом

  • Снимают с аккумулятора клеммы, чтобы обесточить электрооборудование.
  • На водительской стороне находят крышку блока. При помощи отвертки нужно разжать фиксаторы, которые находятся по бокам крышки.

  • Подняв крышку, можно увидеть все необходимые предохранители.
  • Меняют вставки при помощи пинцета и собирают блок в обратной последовательности.

Важно! Если сгорел предохранитель, то замену следует выполнять сразу и не затягивать надолго. Многие автовладельцы устанавливают «жучки» из проволоки. Этого нельзя делать по той причине, что может произойти возгорание блока.

Рядом с БП находится блок реле.

РелеНазначение
Е1Активирует муфту кондиционера (если есть в комплектации)
Е2Включает вентиляторы
Е3
Е6
Е4Управление двигателем
Е5Резервный
Е8
Е7Подает омывающее средство на передние фары

Бесплатная онлайн-консультация с автомехаником:

И я не являюсь ретранслятором, где вы 12 Вольт Opel, мне нужна информация, все вслепую! Есть люди из Симферополя или из Новороссийска, чтобы найти двигатель главного вентилятора для двигателя 20а, найденный бензиновый насос этого пользователя, который не умело остановился на ходу, не откачивает топливный насос, не подходит 12 спереди реле на 5 ножках топливного насоса. Если он начнется, и 3 удалите крышку, вот фото.

Предохранители и реле Opel Astra H:

Данная модель выпускается с 2004 года. За продолжительное время эксплуатации владельцами этого автомобиля был накоплен немалый опыт обслуживания и ремонта. Сталкиваясь с проблемами электрики, многие водители начинают теряться в электронных системах, проводах и разъёмах. А в этой модели найти причину неисправности электрики бывает не так просто даже подготовленным людям-ведь предохранители и реле Opel Astra H различаются в зависимости от комплектации.

Распространённые проблемы, пути их устранения и диагностика ошибок — всё это может понадобиться, чтобы починить Астру.

В базовой и полной комплектациях предохранители и реле Opel Astra H отличаются по нумерации. Например, в багажнике в базовой версии находится малый блок предохранителей и реле, а в полной версии — полноценный. Под капотом нумерация предохранителей базовой версии не совпадает с полной. Это связано с различием в электронных составляющих и разными электрическими схемами.

В данной статье рассмотрены монтажные блоки полной комплектации.

Как заменить самостоятельно?

Для замены элементов в монтажном блоке салона не потребуется специальных инструментов. Нужна только шлицевая отвертка и набор новых предохранителей.

Замена предохранителей

Руководство к замене, вышедших из строя предохранителей, например, отвечающих за работу печки или прикуривателя следующее:

  1. Выключить систему зажигания автомобиля.
  2. Открыть небольшой откидной ящик на панели приборов, находящийся в районе колена левой ноги водителя.
  3. Нажать на расположенные по бокам пластиковые зажимы и вынуть корпус ящика из рамки.
  4. Открутить четыре шлицевых винта крепления рамки.
  5. Вынуть монтажный блок со своего места, потянув за нижнюю часть.
  6. Заменить неисправный предохранитель. Для этого поврежденный плавкий элемент необходимо изъять из гнезда. В комплекте монтажного блока есть небольшие пластиковые щипцы. Ими надо зажать корпус предохранителя, вытянуть его с посадочного места и вставить новую деталь.
  7. Визуально проверить состояние остальных плавких вставок.
  8. Произвести обратную сборку.

Важно учесть, что новый предохранитель должен иметь аналогичный номинал, как и вышедший из строя. В случае отсутствия такой детали можно использовать элемент немного большего значения. Только предварительно нужно проверить рабочее состояние цепи, для это следует установить предохранитель из любого другого гнезда с необходимым номиналом. Если предохранитель остался цел, то вместо него следует поставить деталь с большим номиналом. Но при первой возможности ее следует обязательно заменить на деталь со штатным номиналом. Так как длительная эксплуатация несоответствующего предохранителя может привести к повреждению электрических систем автомобиля и возгоранию. Если после замены предохранителя он сразу выходит из строя, то необходимо выяснить причину возникновения перегрузок в электрической цепи.

Процесс смены предохранителей на более современных Опель Астра H 2008 года или Opel GTC 2012 года идентичен вышеизложенному.

Замена деталей в подкапотном блоке еще более простая. Для этого необходимо отстегнуть пластиковые крышки блоков и поменять поврежденные предохранители или реле.

Снятие крышки блока реле Снятие крышки блока предохранителей

Места расположения монтажных блоков

Где находятся данные устройства? Модели Опель Астра g комплектуются двумя предохранительными блоками (БП): один находится в салоне автомобиля, а другой – под капотом в моторном отсеке. Для удобства пользования, основное количество защитных плавких вставок собрано в блочном устройстве, который закреплен в салоне машины. Найти его можно в левой части приборной панели, напротив водительского автокресла. Визуально БП не видно, поскольку он находится за маленьким бардачком для мелких вещей.

Чтобы добраться до блока, надо лицевую часть этого ящичка демонтировать.

  • Для этого ящичек открывают, отжимают защелки по бокам и снимают крышку.
  • Выкручивают винты, удерживающие каркас бардачка.
  • Теперь надо несильно потянуть вниз сам блок.

Таким образом, он устанавливается в рабочее положение, предохранители становятся доступны и их можно менять. Схема расположения предохранителей указана с обратной стороны крышки.

Схема расположения предохранителей в салонном блоке.

Предохранители Opel Astra G: расположение и методы замены

Я не включу зажигание. Вся вода стекала к ногам вдоль резиновой двери справа и слева, но все ерунды. В хэтчбеках, чтобы добраться до блока, вы можете открыть крышку крышки, а для поплавка.

Диагностика ошибок:

Для определения причины неисправности можно провести диагностику системы без наличия специального прибора описанными ниже способами.

Для механических коробок передач или коробки Easytronic:

  • нажать одновременно педаль газа и педаль тормоза и удерживать их нажатыми
  • вставить ключ в замок зажигания
  • повернуть ключ, включив зажигание, но не заводя двигатель
  • продолжая удерживать педали, подождать несколько секунд, до появления на дисплее бортового компьютера сообщений об ошибках

Для автоматических коробок передач:

  • вставить ключ в замок зажигания
  • повернуть ключ, включив зажигание, но не заводя двигатель
  • нажать на педаль тормоза и удерживать её нажатой
  • переключить рычаг коробки в положение D
  • выключить зажигание, отпустить педаль тормоза
  • нажать одновременно педаль газа и педаль тормоза и удерживать их нажатыми
  • повернуть ключ, включив зажигание, но не заводя двигатель
  • удерживая педали, подождать несколько секунд до появления на дисплее бортового компьютера сообщений

В режиме диагностики на дисплее появится сообщение ECN с кодами ошибок. 4 цифры — код ошибки, 2 цифры — значение.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector