Когда нужно чистить дроссельную заслонку
Чистка дроссельной заслонки – когда и как это нужно делать?
Со временем эксплуатации автомобиля узел подготовки топливной смеси и ее запуска в камеру сгорания загрязняется. Все узлы топливной аппаратуры рано или поздно нуждаются в прочистке. Загрязняются они из-за плохого топлива, неправильной работы вентиляции картерных газов, неисправностей двигателя, нарушения показателей давления топлива на форсунках, а также от загрязнения самого инжектора и камеры сгорания. Все это приводит к тому, что нормально ездить на машине будет невозможно. В большинстве ситуаций, когда владелец машины обращается на СТО с жалобами на тягу на низких оборотах, а также тряску машины при разгоне, есть смысл почистить дроссель и посмотреть, как отреагирует автомобиль на такую процедуру. В большинстве случаев реакция будет очень даже удивительной. Конечно, чистка потребуется и в том случае, если ваш автомобиль давно стоит в гараже и уже не может нормально эксплуатироваться. Но в большинстве случаев работы по очистке заказывают на изношенных моторах.
Существуют некоторые рекомендации, которые нужно помнить для качественной чистки дроссельного узла. Иногда эту процедуру сложно выполнить даже в случае наличия опыта и специального инструмента. Следует внимательно подходить к вопросам осторожности при обращении с установленным на двигателе дросселем, иначе можно начистить его так, что мотор вообще не заведется. В этом случае придется также сливать масло, промывать картер двигателя, менять фильтр и заливать новые смазывающие материалы. Лучше обратиться в сервис, если у вас нет навыков по чистке данного узла. Также в СТО стоит поехать, если вы владелец машины современного типа иностранного производства. В таких авто самостоятельная чистка чаще всего невозможна. Дело в том, что конструкция узла впуска топлива в двигатель сильно отличается от вариантов отечественного производства, а цена ошибки может быть очень высокой.
Содержание
- Из-за чего загрязняется дроссельная заслонка?
- Когда нужно чистить дроссельную заслонку?
- Как производится чистка дросселя своими руками?
- Какие трудности могут возникнуть в процессе чистки?
- Что нужно знать для заказа чистки заслонки?
- Подводим итоги
Из-за чего происходит загрязнение дроссельной заслонки?
На разных автомобилях узел ДЗ имеет различные варианты конструкции. Иногда загрязнение связано с конструктивными особенностями. К примеру, некоторые электронные ДЗ VAG требуют регулярной чистки вне зависимости от условий использования. Это важно понимать в эксплуатации автомобиля, чтобы получить оптимальную динамику и отсутствие провалов при нажатии на педаль газа.
Основные причины засорения дроссельной заслонки:
- использование плохого топлива – если в бензине содержатся различные примеси, они налипают на узлы дросселя и постепенно выводят его из строя;
- плохой топливный фильтр – если замена топливного фильтра производится сильно редко, или фильтр не очищает топливо в силу других причин, засорение ДЗ становится делом времени;
- попадание пыли в систему подачи топлива – воздушный фильтр может также пропускать различные частицы, что становится настоящей проблемой для нормальной работы дроссельной заслонки;
- неисправности фильтра картерных газов – это устройство на многих двигателях нуждается в регулярной прочистке или замене, иначе не исключены проблемы.
Это и есть основные причины возможного засорения дроссельной заслонки. Нужно учитывать, что такие причины не зависят от марки и возраста авто. Засорится заслонка может и на новом автомобиле, если фильтрация топлива или воздуха при подаче в двигатель проводится с нарушениями технологического процесса. В ином случае засорение и другие неисправности ДЗ могут быть следствием неисправности данного узла.
Когда вообще нужно чистить дроссельную заслонку на авто?
Никакой регулярности у этой процедуры нет. Практика показывает, что сервисное обслуживание на станции в гарантийный период чаще всего не затрагивает работу данного узла. Если водитель соблюдает простые правила эксплуатации транспортного средства, у него не будет никаких проблем с работой основных систем двигателя и топливной аппаратуры. Поэтому нет периодичности чистки дроссельного узла, как, скажем, у замены масла или фильтров. Тем не менее, есть ряд признаков, которые могут говорить о необходимости выполнения этой задачи.
Основные поводы заняться чисткой следующие:
- на малых оборотах двигатель начинает дергаться, это сказывается нехватка воздуха, которая возникает из-за засоренности дроссельного узла и уменьшенном пропуске воздушной смеси;
- тяга снижается — в целом автомобиль может начать плохо тянуть на оборотах до 2000-2500 об/мин, это связано с тем, что дроссель нарушил соотношение компонентов при подготовке смеси;
- вырос расход бензина на 5-15% без других причин, это также может быть вызвано чрезмерны обеднением смеси, которое компьютер компенсирует более активной подачей топлива в систему сжигания;
- запуск мотора стал затрудненным, но на это нет других причин, дроссель не так часто влияет на пуск двигателя, но при серьезных загрязнениях запуск возможен только при нажатии педали газа;
- обороты не устанавливаются в одном положении, на холостом ходу видны колебания стрелки тахометра, есть эффект приторможенного старта с первой передачи на низких оборотах, дергания в начале движения.
Конечно, все эти симптомы имеют и другие объяснения. В частности, можно считать, что дергание автомобиля на разгоне связано с системой датчиков, а не с дросселем. Но нужно постепенно исключить все варианты, чтобы убрать этот неприятный эффект. Не стоит сбрасывать со счетов и изношенность сцепления. Если этот узел неисправен, машина будет дергаться на ходу, потеряет мощность, снизит комфорт на низких оборотах и при трогании. Поэтому важно для начала провести комплексную диагностику и понять, что именно требует ремонта в вашем авто.
Как производится чистка дросселя своими руками?
Нужно понимать, что чисто механическая чистка для современного автомобиля вряд ли чем-то поможет улучшить ситуацию. Очень велика вероятность того, что на вашем авто после 2006 года выпуска стоит обучаемая электроника, которая сама открывает заслонку при ее загрязнении на определенный угол больше, чем при заводских настройках. После чистки нужно сбросит эти параметры до заводских, а также проверить показания датчика положения дроссельной заслонки. Это поможет избежать повышенных или плавающих оборотов после чистки.
Стоит учитывать такие особенности процедуры очистки:
- необходимо снять патрубки подачи воздуха, а также вентиляции картерных газов, посмотрев состояние открывшихся вам частей, чтобы избежать в дальнейшем неприятностей и выстроить плане работы;
- далее нужно понять, как именно вы хотите очистить дроссель — можно делать это без снятия устройства или с его демонтажем, второй вариант намного эффективнее, но потребует больше времени;
- для чистки следует заранее приобрести очиститель для карбюраторов, а также найти мягкую ветошь, а если вы снимаете устройство, то чистить его можно даже растворителем и мягкой кисточкой;
- не забывайте необходимости использовать перчатки и защитные очки, а также стоит надеть респиратор, так как очиститель карбюратора в баллоне находится под давлением и разлетается при работе во все стороны;
- также стоит определить тип дросселя до чистки, так как в случае наличия датчика холостого хода в узле дроссельной заслонки чистка будет гораздо сложнее, в этом случае нужно снимать оборудование.
После качественной очистки следует установка и проверка оборудования. Следует планомерно на всех диапазонах оборотов выполнить тестирование устройства, чтобы понять его особенности работы под нагрузкой и на холостых оборотах. Возможно, придется настраивать оборудование, выставлять обороты, выводить заслонку в ноль с помощью датчика ДПДЗ. Иногда после выполнения работы необходимо подключение компьютерного диагностического оборудования для сброса ряда настроек. В этом случае вам прямая дорога на СТО.
Какие трудности могут возникнуть при чистке?
Если вы никогда не занимались этой работой, то сложности могут возникнуть уже на стадии выбора материалов. Покупать дешевые жидкости для промывки нельзя, это приведет к неприятным последствиям, выходу из строя датчиков, которые могут быть установлены в вашей машины за дросселем. Также впрыскивание непроверенных жидкостей может повредить детали камеры сгорания, очистив ее только частично. Но это частные случаи, которые иногда происходят при неумелом выполнении большинства стадий этого процесса.
Более часто встречаются такие ситуации:
- при промывке грязь очищено только частично, что усугубляет проблемы с холостым ходом и качеством подготовки топливной жидкости для камер сгорания автомобиля, грязь важно устранить полностью;
- из-за неисправностей системы вентиляции картерных газов или EGR дроссель снова быстро засоряется, что приводит к таким же проблемам уже на второй неделе эксплуатации машины;
- при прочистке сборка произведена неправильно, что вызывает подсос воздуха в системе, из-за этого машина может вести себя совершенно непредсказуемо и презентовать владельцу самые разные проблемы;
- есть трудности с подачей топлива, которые не были замечены в процессе работы с дроссельным узлом, из-за этого машина плохо едет, а чистка ничего не дает и не улучшает ситуацию с движением;
- двигатель сильно изношен, чистка дает только временный результат, а затем все симптомы возвращаются, здесь нужно не дроссель чистить, а готовиться к капитальному ремонту двигателя.
Вот такие неприятности могут происходить, если исполнитель не до конца понимает, что нужно делать с автомобилем в процессе чистки. Главной ошибкой многих неопытных исполнителей станет отсутствие программного контроля. В большинстве авто стоит электроника, которая управляет дросселем и может приоткрывать его при чрезмерном загрязнении. Но в обратном направлении электроника не обучается, так что дроссель постоянно будет приоткрыт, что вызовет повышенный расход и прочие неприятные явления с автомобилем.
Что нужно знать для заказа чистки заслонки?
Даже профессиональная чистка не всегда дает те эффекты, которые владелец от нее ожидает. Необходимо качественно подойти к вопросу подбора исполнителя. Частные мастера в гаражах далеко не всегда могут выполнить работу достойно. Проблемы часто стандартные — нет возможности провести диагностику датчиков на компьютере и выяснить реальную причину неполадок. В этом случае чистка дросселя будет произведена даже в той ситуации, когда она была ненужной. Перед очисткой заслонки нужно понять, действительно ли она виновата во всех неприятностях.
Для заказа услуги важно помнить о таких особенностях:
- важно знать хоть какие-то отзывы и рекомендации о мастере, так как на рынке ремонтных услуг для автомобилей есть исполнители, которые вообще не понимают, что нужно делать с машиной;
- следует отдать авто на станцию обслуживания, а не просто в гараж, так как только на СТО могут провести нормальную диагностику и проверить состояние всех узлов топливной аппаратуры;
- важно, чтобы мастер использовал дорогие и качественные жидкости для чистки дроссельного узла, иначе очистка не сможет долго радовать вас своими преимуществами в эксплуатации авто;
- сроки выполнения данной работы — 1-2 часа на стандартных бюджетных авто, так что слишком высокая цена не всегда оправдана, можно искать демократичные расценки, но и слишком экономить не стоит;
- для машин со сложной системой впрыска важно комплексно подойти к решению проблемы, так что мастер должен иметь опыт работы конкретно с вашим автомобилем и нужной модификацией.
Если долго не чистить загрязненный дроссель, последствия будут неприятными. Постепенно заслонка засорится окончательно и будет работать крайне некачественно. Это приведет к повышенному расходу, снижению тяги, большому износу двигателя и прочим неприятностям. Важно вовремя выполнить ремонт, чтобы в будущем не менять всю заслонку в сборе, которая обычно стоит достаточно дорого. Нет смысла чистить узел, который уже физически изношен. В этом случае имеет смысл сразу купить новую заслонку и не экспериментировать с сервисными процедурами, которые все равно ничего не принесут.
Предлагаем посмотреть видео о заслонке и ее обслуживании:
Подводим итоги
Современные инжекторные автомобили не часто требуют чистки системы топлива. Но иногда эта процедура все-таки необходима. Обычно первая серьезная чистка происходит уже за 100 000 км пробега. Но чем более изношен двигатель, тем чаще приходится обращаться к специалистам для проведения чистки. Эта процедура не станет причиной огромных расходов и вряд ли потянет за собой сложный ремонт. Поэтому можно смело обратиться к специалистам и получить комплексные решения, которые помогут нормально эксплуатировать ваш автомобиль.
В большинстве случаев чистка нужна тем автомобилистам, которые эксплуатируют машину преимущественно в городе, не крутят двигатель до высоких оборотов. Также загрязняется дроссель от плохого бензина. Если вы давно не меняли воздушный фильтр, то вполне естественно, что будет задыхаться автомобиль на низких оборотах, не получая нужного количества воздуха. Все это также влияет на состояние дроссельного узла. Лучше всего сначала обратиться на диагностику и выяснить проблему, а затем решать уже найденные неполадки. А вы когда-нибудь чистили дроссель на вашем авто?
Зачем периодически проводить чистку (пормывку) блока дроссельной заслонки и что это даёт? На что влияет загрязнение? В данной статье мы расскажем и покажем все тонкости чистки блока дросселя.
Многие автовладельцы замечают, что со временем обороты автомобиля начинают плавать, двигатель плохо запускается, появляется некая вибрация на холостом ходу, начинается зависание оборотов — всё это может быть связано с загрязнением дроссельной заслонки и её каналов. Из-за налипшей грязи заслонка начинает плохо закрываться, заклинивать, закусывать… СТОП, а откуда берётся грязь.
На фото ниже представленны грязные дроссельные заслонки различных марок автомобиля. Вот она та самая смолянистая, песчано-масляная грязь!
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Итак, в автомобилях применяется принудительная система вентиляции картерных газов закрытого типа для уменьшения выбросов в атмосферу. Это значит, что из картера двигателя во время работы в небольшом количестве летят пары масла и газов из камеры сгорания, а также через воздушный фильтр (особенно грязный) проходит небольшое количество пыли, и всё это образует такой масляно-пыльный поток, оседающий на стенках впускного коллектора и дроссельной заслонке. Со временем этот налёт только накапливается. Существуют и другие факторы, влияющие на загрязнение дроссельной заслонки, но мы остановимся на том, что на каждом автомобиле рано или поздно этот узел загрязняется, и никуда от этого не деться. Следовательно, как и любой автомобиль проходит плановое ТО, так и дроссельная заслонка нуждается в периодическом обслуживании.
Ну что? Чистим? Конечно чистим! А чем?
Вот этим, обычным очистителем карбюратора!
Чистим кисточкой, щёточкой, не жалеем очистителя, продуваем сжатым воздухом.
до чистки ![]() | после чистки ![]() |
Ну хорошо, всё прочистили, продули, просушили, закрутили, поставили и. НЕ забыли проверить воздушный фильтр? Обычно если дроссель сильно грязный, то воздушный фильтр тоже в плачевном состоянии. Обязательно проверяйте фильтр, чтобы не было вот такого как на рисунках ниже.
![]() |
Ну хорошо, фильтр заменили, все хомуты затянули, ещё раз всё окинули взглядом, чтобы все датчики были подключены, все шланги соединены. Запускаем? Дрын-дрын-дрын. завелась, радуемся 🙂 смотрим на обороты, держатся на 2000. прошло несколько секунд — держатся, что такое? Что случилось? Что-то не подключили? Возможно, но как правило мы не адаптировали (обучили) чистую дроссельную заслонку, т.к. заслонка была грязная, то компьютер выставлял определённое положение заслонки (это касается только электронной заслонки) либо положение регулятора холостого хода (для механической заслонки). Мы чистили электронную дроссельную заслонку на автомобиле Nissan (на фото), которую после чистки обязательно нужно адаптировать, то есть установить обороты соответствующие холостому ходу — 600. 750 оборотов. Для этой цели обычно используют специальные диагностические приборы для проведения адаптации и сброса параметров обучения, но можно провести обучение вручную. Для адаптации понадобится вооружится секундомером и терпением 🙂
Итак, у нас обучается дроссельная заслонка от Nissan Serena. Прогреваем двигатель до рабочей температуры (около 90 градусов), выключаем зажигание — двигатель глохнет. Ждём несколько секунд и начинаем процедуру обучения:
включаем зажигание, ждём 3 секунды. раз, два, три. Нажимаем на педаль газа до упора 5 раз и отпускаем (это нужно сделать быстро и уложится в 5 секунд). Нажимать нужно с интервалом 1 раз в одну секунду, чтобы не сбиться с ритма и не растянуть время. Для этого обязательно используйте секундомер. Далее ждём 7 секунд и нажимаем до упора на педаль газа и держим её, пока на щитке приборов не начнёт моргать лампочка CНЕСK ENGINE, а затем станет гореть постоянно. Когда лампочка CНЕСK ENGINE начнёт гореть постоянно, ждём 3 секунды и отпускаем педаль газа. Запускаем двигатель, обороты должны опуститься до нужных нам холостых. В этой процедуре адаптации очень важно выдержать все временные интервалы, тогда адаптация пройдёт успешно.
Видео. Адаптируем дроссельную заслонку своими руками
Адаптировали? Обороты в норме? У нас да, а вот если Вы чистили дроссельную заслонку на Mitsubishi Lancer 4G18, тогда не всё так просто. Особенно если очень постарались и отмыли молибденовую краску, которая наносится с завода по периметру дроссельной заслонки «пяточкА». Краска под названием «Molykote D321R Anti-Friction Coating«. Если кому интересно ВОТ ссылка на производителя. А ниже представлена заслонка с этим напылением.
Но смытая краска — это не так страшно, как то, что на данном типе двигателя «пятачок» дроссельной заслонки со временем очень сильно истачивается. Заслонка постоянно то открывается, то закрывается, а а грязь по торцу пяточка заслонки действует как наждачная бумага, и после чистки может образоваться зазор, так называемая «выработка» (на вото ниже).
Что же в таком случае происходит с двигателем? Как электронный блок управления двигателем реагирует на такой большой зазор в заслонке? Разберёмся.
Правильная регулировка ХХ.
На фото выше приведена нормальная работа регулирования холостого хода. Через дроссельную заслонку 1. в закрытом положении обычно проходит минимальное количество воздуха (перетечки воздуха через заслонку 2.), зазор между дроссельной заслонкой и стенками в закрытом положении минимальный, но всё же есть. Существует специальный коэффициент перетечек воздуха через дроссель, он учитывает количество проходящего воздуха через закрытую заслонку при регулировании холостого хода. Регулятор холостого хода 4. при минимальных перетечкач выставляет определённый шаг (положение штока 5. относительно байпасного канала 3.) таким образом, чтобы обороты холостого хода были в районе 600. 750 оборотов (у каждого двигателя по разному), количество шагов обычно составляет 20. 40 шагов.
Чем меньше шагов выставляет регулятор холостого хода 4., тем больше шток выдвигается и закрывает байпасный канал (через канал проходит мало воздуха). При нулевом шаге воздух не проходит вообще. Чем больше шагов, тем больше шток открывает байпасный канал и воздуха проходит больше.
В нашем случае рис 11. ЭБУ (электронный блок управления) для поддержания 750 оборотов выставил положение регулятора холостого хода равное 20 шагам (+/- несколько шагов) на прогретом моторе — это соответствует нормальной работе поддержания холостого хода. В параметрах на Mitsubishi Lancer этот показатель обозначен как — ISC STEP.MTR 20 STEP.
ISC — абревиатура от Idle Speed Control Motor, т.е по-русски «регулятор холостого хода», внешне этот регулятор выглядит вот так! Фото ниже 🙂
![]() | ![]() |
На самом деле на разных автомобилях он может выглядеть по разному, главное, что функцию он выполняет одну для всех — это поддержание и регулировка холостого хода.
Видео. Проверка регулятора холостого хода своими руками на примере Toyota
Но мы немного отдалились от темы, вернёмся к нашему обсуждению и посмотрим на следующий рисунок 12. Представим что будет если через нашу дроссельную заслонку 1. начнёт проходит воздуха больше, то есть зазор между дроссельной заслонкой и стенками станет больше, соответственно перетечки воздуха 2. через заслонку 1. увеличатся. Если воздуха станет проходить больше, то и обороты холостого хода вырастут с 750 до. к примеру 1000 оборотов.
Блок управления двигателем начнёт реагировать на такое изменение и будет пытаться выставить обороты соответствующие холостому ходу. Он подаст команду регулятору холостого хода 4. уменьшить количество шагов на такое значение, чтобы обороты стали равными 750. Допустим с 20 шагов он уменьшил это значение до 5 и наши обороты пришли в норму. Но что будет если зазор между дроссельной заслонкой и стенками станет настолько большой, что регулятор 4., закрыв полностью байпасный канал 3., не сможет добиться нужных нам оборотов. Представим, что выставив «0» шагов (ISC STEP.MTR 0 STEP — этот показатель соответствует полностью закрытому байпасному каналу, на рис 12 это показано красным крестиком) обороты холостого хода так и не пришли в норму и составляют 1000 оборотов, как тогда отреагирует ЭБУ двигателя? Конечно, блок управления поймёт, что регулятор холостого хода не справляется со своей задачей и выдаст ошибку системы регулирования холостого хода. В данном случае P0505 — Idle Control System Malfunction. Многие увидев данную ошибку приговаривают к замене именно регулятор. Причина может быть и в нём, но в данном случае это не так, посмотрим на картинку ниже.
Неисправность в системе регулирования ХХ.
Что же делать в такой ситуации? Здесь поможет только замена блока дросселя целиком, либо замена «пятачкА» дроссельной заслонки (фото ниже).
Итак, с чисткой дроссельной заслонки на ниссане и лансере мы разобрались. А что если мы почистили электронную дроссельную заслонку на Toyota Avensis и обороты после чистки так и держатся на отметке 2000, что тогда? Если диагностического прибора для адаптации у нас под рукой нет, тогда вооружаемся ключом на 10 и откручиваем минусовую клемму аккумулятора на 10. 15 секунд. После такого действия происходит обнуление адаптации, сброс параметров обучения на заводские настройки, и после запуска двигателя обороты вновь приходят в норму. Дроссельная заслонка блестит и сверкает, радуя своего хозяина 🙂 Но такая процедура проходит увы не на всех автомобилях.
Если вы сомнваетесь, что сможете произвести чистку дроссельной заслонки самостоятельно, учитывая особенности своего автомобился, то лучше доверить данную процедуру специалистам сервисного центра, имеющим большой опыт в данной сфере.
Чистка и адаптация дроссельной заслонки на автомобиле
В процессе эксплуатации автомобиля с двигателем возникают различные проблемы, но пока мотор исправный, автовладельцы стараются машину не трогать, боясь нарушить стабильную работу силового агрегата.
- 1 Типы дроссельных заслонок современного автомобиля
- 2 Как часто необходимо чистить дроссельную заслонку
- 3 Признаки засоренной дроссельной заслонки
- 4 Как почистить дроссельную заслонку
- 5 Чистка дросселя своими руками
- 6 Средство для чистки дроссельной заслонки
- 7 Чистка дроссельной заслонки: видео
- 7.1 Статьи по теме:
Типы дроссельных заслонок современного автомобиля
Дроссельная заслонка (ДЗ) – элемент системы впуска ДВС, она регулирует подачу топливовоздушной смеси или воздуха во впускной коллектор. В зависимости от типа силового агрегата бывают разные типы ДЗ – с механическим или электронным приводом, на карбюраторном моторе заслонка является составной частью карбюратора.
Сама заслонка крепится на оси обычно двумя винтами, с ее открытием увеличиваются обороты двигателя. Максимальные обороты достигаются при полном открытии дросселя, но плотно ДЗ никогда не закрывается – если совсем закрыть дроссель, движок заглохнет, так как подача топлива и воздуха во впускной тракт прекратится.
В моторах с распределенным впрыском дросселем регулируется подача воздуха для создания необходимой пропорции топливной смеси, в карбюраторных движках на заслонку поступает из карбюратора дозированная смесь. В системах с механическим приводом поворот дросселя происходит нажатием педали газа, к которой подсоединен тросик. В электронных дроссельных узлах механическая связь между приводом оси и самой заслонкой отсутствует, поворотом заслонки «командует» электрический сигнал, подаваемый на узел.
Как часто необходимо чистить дроссельную заслонку
Как часто чистить дроссельный узел, четких рекомендаций нет, многие автовладельцы обращаются в автосервис лишь при возникновении каких-либо проблем с мотором. Есть мнение, что очищать дроссель от копоти и шлака следует через 40-50 тысяч километров пути, кто-то считает, что очистка деталей необходима через 30-40 т. км.
Забивается ДЗ черным нагаром из-за низкого качества топлива, также на дросселе могут образоваться маслянистые отложения. Если заслонка закоксовывается копотью с маслянистыми примесями, это означает, что есть проблемы с поршневой группой или засорилась вентиляция картерных газов.
Признаки засоренной дроссельной заслонки
Если ДЗ забилась шлаком, мотор начинает работать нестабильно, основные признаки засорения дроссельного узла:
- плавают холостые обороты ДВС;
- движок не сразу реагирует на нажатие педали газа;
- автомобиль едет рывками, сам меняет скорость движения.
Если смолистыми отложениями покрывается ось дросселя, она начинает заедать, и тогда педаль акселератора нажимается с усилием. Чтобы точно установить причину засорения ДЗ, необходимо снимать и разбирать узел, определяется степень загрязнения дросселя внешним осмотром.
Как почистить дроссельную заслонку
Чисткой дроссельных узлов занимаются многие автосервисы, есть автомастерские, которые специализируются на отдельных марках автомобиля (Ford, Mercedes, Audi, Volkswagen и др.). При желании автовладелец может почистить дроссельную заслонку самостоятельно – в целом процедура не слишком сложная, не требует большого опыта и специальных знаний.
Стоимость чистки на станциях техобслуживания может быть разной, она зависит:
- от сложности работы (на некоторых моделях авто подобраться до ДЗ сложно, приходится много снимать деталей);
- уровня автосервиса (на крупной станции ТО обслуживание автомобиля всегда обходится дороже);
- региона (в крупных городах за работу берут больше денег, чем в районных центрах).
Например, в Санкт-Петербурге почистить дроссель в автосервисе среднего уровня обойдется в сумму от 1500 рублей, приблизительно столько же стоит услуга в столичном регионе. Диагностика ДЗ стоит примерно 600-800 рублей, еще в автосервисах проводят адаптацию дросселя. Адаптация (обучение) выполняется для того чтобы электроника «запомнила», в каком положении заслонка открыта и закрыта. Проводится эта процедура в следующих случаях:
- при замене или чистке дросселя;
- после полной разрядки аккумуляторной батареи;
- после смены электронной педали акселератора.
Для того чтобы почистить дроссельный узел, детали необходимо снимать, некоторые выполняют чистку без снятия дросселя, с частичной разборкой. Но неполная разборка во многих случаях не решает проблему, так как при выполнении работ следует еще очистить и ось ДЗ, и на месте это сделать практически невозможно.
Чистка дросселя своими руками
Для того чтобы почистить дроссельную заслонку своими руками, будет необходимо следующее:
- автомобильный инструмент;
- специальное средство для чистки, чаще всего используется очиститель для карбюратора;
- ветошь мягкая.
Рассмотрим, как можно почистить ДЗ с электронным приводом на автомобиле Nissan. Выполняем работу в следующем порядке:
- открываем капот, на всякий случай сдергиваем клемму с аккумулятора;
- раскручиваем хомуты патрубка воздушного фильтра;
- отсоединяем штекеры с дроссельного узла, отводной шланг системы вентиляции;
- демонтируем ресивер воздушного фильтра в сборе с патрубком;
- шестигранником на 5 мм отворачиваем 4 крепежа дроссельной заслонки;
- снимаем дроссель по возможности как можно аккуратнее, стараясь не повредить прокладку;
- всю грязь и копоть дросселя необходимо счистить;
- берем очиститель для карбюраторов Карбклинер, надеваем на флакончик трубочку, наносим состав на поверхность заслонки распылением;
- если грязи немного, она сама под действием струи начинает разъедаться;
- стараемся нанести состав очистителя поочередно с одной и другой стороны устройства;
- ждем, когда Carb Cleaner впитается в копоть, жидкость высохнет;
- после высыхания повторяем процедуру, протираем заслонку ветошью;
- также не забываем протереть внутренности впускного коллектора в том месте, где коллектор соединяется с ДЗ. Если сажи на металле немного, необязательно прыскать из баллончика, достаточно смочить очистителем тряпочку и протереть поверхность;
- тщательно вычистив сажу, ставим деталь на место, подсоединяем воздушный патрубок.
Запускаем мотор, но если появились после чистки дроссельной заслонки высокие обороты, необходима адаптация дросселя. «Обучение» заслонки производим следующим образом:
- скидываем вторую клемму, ждем от 15 до 20 минут;
- подсоединяем аккумулятор, садимся за руль, запускаем мотор без нажатия на педаль акселератора;
- даем поработать двигателю минут пять, затем добавляем нагрузку на электрическую цепь – включаем моторчик отопителя, фары, магнитолу и прочее;
- после еще трех минут работы выключаем зажигание – здесь нам понадобится секундомер (можно воспользоваться смартфоном);
- после остановки мотора ждем 10 секунд, ставим ключ зажигания в положение ON, но движок не заводим, педаль газа не трогаем, ждем три секунды;
- в течение 5 секунд нажимаем педаль акселератора до упора, затем опускаем, делаем так пять раз;
- по истечении 7 секунд нужно нажать на газ и держать его до тех пор, пока на панели приборов не замигает лампочка Check Engine;
- через 10 секунд сигнальная лампа должна загореться постоянно – ждем 3 секунды, отпускаем педаль;
- запускаем двигатель, и если он глохнет, повторяем запуск. После заводки ДВС ждем 20 секунд, затем газуем педалью два или три раза;
- теперь осталось убедиться, что после перегазовки холостые обороты нормальные – не скачут, не выше положенной нормы.
Действовать необходимо строго по секундомеру – если ошибиться на несколько секунд, адаптация может не получиться. Если ДВС не глохнет при последнем запуске, на всю адаптацию должно уйти времени от полутора до двух минут.
Если обороты все равно не приходят в норму после обучения, можно попробовать не выдерживать после загорания сигнальной лампы 3 секунды – сразу убирать ногу с педали и запускать двигатель.
В обучении заслонка нуждается не во всех случаях, если копоти в ней немного, адаптацию можно и не проводить. Еще автовладельцам следует знать, что обучение следует выполнять с заряженным аккумулятором на автомобиле.
Средство для чистки дроссельной заслонки
Еще 15-20 лет назад составов для очистки дросселей в магазинах было немного, и многие автолюбители чистили карбюраторы и инжекторы различными подручными средствами. Сейчас в этом надобность отпала – в продаже есть автохимия в широком ассортименте.
Экономить на очистителе не стоит – много денег сберечь не получится, при этом нужного результата можно и не добиться. Среди наиболее известных производителей химии для дроссельных заслонок и карбюраторов отмечаются компании:
- Hi-Gear;
- Liqui Moly;
- 3ton;
- Yamalube;
- 3M;
- STEP UP;
- Abro.
С помощью очистителей можно произвести не только чистку дросселя, но также клапана вентиляции PCV (картерных газов). В составе Hi-Gear («Синтетическая Формула») не содержится веществ, разрушающих детали топливной системы, поэтому никакого вреда средство не нанесет. Очиститель для карбюраторов Хай Гир выпускается в баллончиках емкостью 354 и 510 г, большого флакона обычно хватает на две-три чистки. Единственный серьезный недостаток продукции Hi-Gear – достаточно высокая цена.
Средство для чистки карбюраторов STEP UP стоит дешевле, но по качеству практически ни в чем уступает Хай Гир. Очиститель бывает с обычной и улучшенной (синтетической) формулой состава, средство обладает весьма умеренным запахом.
Чистка дроссельной заслонки: видео
Зачем нужно проводить чистку дроссельной заслонки?
Всем привет! Продолжаем тематику обслуживания автомобилей, ранее мы уже касались темы прокачки тормозов и промывки системы охлаждения двигателя. Однако есть еще один вопрос, на который хотелось бы пролить свет. Это особенно актуально еще и потому, что качество горючего на многих заправках оставляет желать лучшего. В сегодняшнем обзоре я хочу обсудить с Вами, что представляет собой чистка дроссельной заслонки, и чем она может быть полезна. Итак, поехали…
Симптоматика чистки дросселя
Как мы помним, дроссельная заслонка предназначается для того, чтобы регулировать объемы подаваемого воздуха, который нужен для образования рабочей смеси. С течением времени на ней образуется нагар, а также различные масляные отложения, что и говорит нам о наступлении момента, когда она нуждается в чистке. Также обращаем внимание на следующие симптомы:
- плавают обороты мотора на «холостых»;
- возникают проблемы с запуском;
- обороты могут зависать и пропадать вплоть по полной остановки работы мотора;
- двигатель в целом работает неустойчиво или даже теряет мощность.
Типичные ошибки, которых следует избегать
Производить чистку должны опытные слесари-мотористы, поскольку высок риск нанесения повреждений этому узлу. Как минимум, после такой процедуры Вы не заметите никакого улучшения, если оно будет произведено неправильно. Вот почему есть несколько ошибок, которые ни в коем случае не стоит совершать:
- Проводить очистку без снятия узла малоэффективно, поскольку нагар можно снять только с заслонки, но без удаления его с внутренних стенок.
- Не стоит прикладывать чрезмерно большие усилия — это может навредить устройству.
- Необходимо отдавать предпочтение ветоши, а не щеткам с жестким ворсом. Дело в том, что многие заслонки бывают покрыты молибденом. Своими руками водитель может содрать его, а ведь покрытие выполняет защитную функцию. В итоге происходит забор лишнего количества воздуха и обеднение смеси.
- Не менее важный момент — так называемое «обучение» узла после проведения процедуры. Необходимо выставить значение холостых оборотов, чтобы электроника смогла его «запомнить».
В остальном же это процесс, с которым могут справиться даже малоопытные механики, если будут придерживаться всех приведенных в материале рекомендаций.
Чистка с демонтажем
Начать следует с того, как добраться до самого узла. Во многих случаях приходится прибегать к демонтажу воздуховода, соединяющего воздушный фильтр с заслонкой. После этого выкручиваются крепежные болты и отсоединяются разъемы, и можно начинать демонтаж заслонки. Чтобы очистить ее от налета, нагара и загрязнений следует заранее купить специальное средство для конкретного типа двигателя.
Берем чистую тряпицу, наливаем на нее немного чистящего средства и вытираем заслонку как снаружи, так и внутри. Если предусмотрена защитная решетка, то необходимо также вычистить и ее. В обратном порядке собираем все детали узла на место.
На своем Форд Фокус 2, я ежегодно (через 12–15 тысяч км.) своими силами производил чистку данного узла. Чистил, только со снятием с автомобиля, дабы произвести чистку со всех сторон. В качестве средства использовал то, что попадало под руку (растворитель, уайт-спирит или бензин).
И без демонтажа
Некоторые автомобилисты спрашивают у меня, можно ли почистить заслонку, не снимая ее. Как уже писалось выше, такой способ не дает подлинного качества, но, в принципе, некоторые прибегают и к такому варианту. Для этого в продаже встречаются очистители впускного тракта или даже общеизвестный WD-40 .
Чтобы иметь доступ к заслонке, сначала снимаем воздуховод, разбрызгиваем во все доступные каналы очищающую жидкость, не снимая узел целиком. Грязь удаляем чистой ветошью везде, где можем дотянуться. В этой чистке нет ничего сложного, но выполнять ее придется чаще, если не снимать заслонку — примерно каждые 8–10 тысяч километров.
И опять же, для установленного на прежнее место очищенного узла требуется адаптация. Можно выполнить ее при помощи компьютера, который подключается к электронному блоку управления. В противном случае придется проводить самостоятельные манипуляции с педалью акселератора и зажиганием.
Причин, по которым происходит загрязнение дроссельной заслонки, довольно много, но теперь Вы уже знаете, как вести себя в этих случаях. Одним из наиболее распространенных симптомов является падение оборотов мотора. Я желаю всем успеха в чистке, если возникнет такая необходимость. На этом будем заканчивать обсуждение. Присоединяйтесь к числу подписчиков блога и обязательно услышимся!
Чистка дроссельной заслонки: обзор средств и алгоритм действий
Справка
Функцию регулирования подачи воздуха во впускной коллектор силового агрегата выполняет ДЗ (дроссельная заслонка). Взаимодействует:
- С механическим приводом;
- С электромотором.
Эти механизмы отвечают за своевременное открытие и закрытие заслонки. Чистка дроссельной заслонки выполняется нечасто. Работы необходимо выполнять только в том случае, когда появляются явные признаки сбоев в работе данного узла.
Что может указать на увеличенный нагар
Водитель должен знать, по каким признакам можно определить неисправность или сбои в работе узла. К ним относится:
- Нестабильная, прерывистая работа силового агрегата. Автомобиль дёргается на скорости менее 20 км/час;
- «Плавают» обороты на холостом ходу, силовой агрегат глохнет;
- Возможно, зависание оборотов мотора;
- Провалы оборотов двигателя до полной остановки;
- С трудом запускается двигатель.
В связи с этим возникает вопрос, как почистить дроссельную заслонку, какие средства использовать. Итак, всё по порядку. Существуют два пути решения вопроса. Выполнить чистку дроссельной заслонки своими руками или обратиться к специалистам СТО.
На заметку. При проведении очисти, следует знать, что процесс, о котором идёт речь, рекомендуется выполнять после пробега транспортного средства более 100 тыс. км.
В исключительных случаях очистка узла проводится при пробеге автомобиля после 30 тыс. км. Дабы не создавать разброд и шатание в этом вопросе следует придерживаться рекомендаций производителя.
Чистка узла: этапы и последовательность работ
Возможны два варианта чистки: без снятия узла и после демонтажа. В первом случае эффективность удаления нагара будет минимальной. Чистка без снятия проводится исключительно в крайних случаях, так как нагар снимается только с заслонки, а отложения на стенках и воздушных каналах остаются.
Полная очистка даёт более ощутимый эффект. Работы начинаются со снятия узла, который расположен между впускным коллектором и воздушным фильтром двигателя.
На автомобилях разных производителей работы могут отличиться, но не существенно. На большей части транспортных средств это происходит следующим образом:
- гофра связывает заслонку с фильтром очистки воздуха: её необходимо снять в первую очередь;
- далее, отключаем датчик положения дроссельной заслонки и абсолютного давления (если имеется и установлен на авто);
- потом нужно выдавить груз, который фиксирует трос педали акселератора;
- демонтируем (отсоединяем) патрубки с охлаждающей жидкость. На этом этапе работы нужно проводить весьма осторожно. Если силовой агрегат полностью не остыл, то горячие капли технической жидкости при попадании на кожу человека могут вызвать ожог, помните об этом;
- Отсоединяем вентиляционные шланги картерных газов и абсорбера;
- После чего необходимо отвернуть крепления дроссельного узла и демонтировать его.
Сняв механизм, откручиваем регулятор холостого хода. Его промывка и очистка весьма желательна. Чтобы промыть весь узел необходимо использовать специальные средства.
Не забывайте! Перед промывкой узла с использованием химических средств обязательно снимите все резиновые элементы, чтобы не допустить их деформации.
Промывка дроссельной заслонки возможна с использованием бюджетных моющих средств («Карбаклинер») и более эффективных, но дорогих. Об этом читайте ниже.
Средства для очистки
При полном демонтаже можно использовать бюджетный вариант, о котором говорилось ранее. Но чаще всего промывка проводится средством для чистки карбюратора: карбиклинером. Он качественно выводит грязь, и отложения за пару минут.
Для работ нужна кисточка с мягкой щетиной, или щётка, с помощью которой, после нанесения химического вещества нужно очистить узел.
Важно! После проведения очистных мероприятий обязательно продуть дроссельную заслонку. Для этого используйте компрессор.
Но даже после «генеральной уборки» могут возникнуть проблемы. Не пугайтесь, это случается. Может обнаружиться, что после чистки дроссельной заслонки плавают обороты. Это решаемый вопрос.
Нужно проверить правильность подключения датчиков. Возможно, произошла ошибка на этапе сборки. После процедуры очистки нужно отрегулировать и настроить дроссель. Об этом знают не все водители. Или процесс настройки выполняют неправильно.
Если настройка выполнена с нарушениями, то возможно, западание и силовой агрегат будет работать на повышенных оборотах постоянно. Это приводит к увеличению расхода топлива.
Причины всё те же: неправильно выполненная регулировка и ошибка при соединении датчиков.
Когда выполнена чистка электронной дроссельной заслонки, необходима её адаптация. Дело в том, что после работ положение заслонки меняется. А электронный блок управления (ЭБУ) об этом не знает, продолжает выдавать топливо, согласно предыдущим показателям.
Нужно выставить новые обороты, используя диагностическое оборудование, предварительно сбросив старые параметры.
Советы специалистов
Использовать химические средства для очистки всего узла. Не забывать о каналах ДЗ. Наносить ОЖ (очищающую жидкость) и дать ей впитаться. Для этого нужно 5-10 минут. Прикипевший нагар удалять мягкой тряпкой.
Не рекомендуется использовать щётки с металлическими волокнами. Средство для чистки приобретайте в авто/магазинах. Внимательно ознакомьтесь с рекомендациями перед использованием.
В заключении
Надеемся, что эти нехитрые советы и рекомендации помогут вам самостоятельно выполнить чистку дроссельной заслонки. Если вы не уверены в своих силах, или не располагаете достаточным временем, воспользуйтесь услугами СТО, удачи.
Как почистить дроссельную заслонку?
Дроссельная заслонка регулирует подачу воздуха во впускной коллектор двигателя в соответствии с усилием, прилагаемым к педали газа. Для нормальной работы мотора необходим строго определенный объем воздуха и топлива в каждом конкретном режиме и при заданных оборотах. Обедненная или обогащенная смесь приводит к повышенному расходу топлива, нестабильной работе мотора, трудностям с пуском двигателя. Неправильная подача воздуха может быть вызвана неисправностями впускного коллектора и тракта в целом, но чаще встречается загрязнение компонента. Поэтому необходимы прежде всего проверка и чистка дроссельной заслонки двигателя.
Зачем чистить
Воздушная смесь, подаваемая во впускной тракт двигателя авто, нужна для эффективного сгорания топлива в камере. Если воздуха будет не хватать или его объем не будет соответствовать требуемому при заданном режиме работы мотора, то топливно-воздушная смесь будет сжигаться менее эффективно. Это приводит к нестабильной работе двигателя, падению мощности, увеличению расхода топлива.
Продолжительная эксплуатация машины с загрязненной заслонкой может привести и к поломкам деталей двигателя.
Элементы цилиндропоршневой группы камеры сгорания рассчитаны на работу с определенным объемом и составом топливно-воздушной смеси.
Из-за чего возникает загрязнение
Среди основных причин загрязнения можно отметить следующие:
- Эксплуатация автомобиля на некачественном топливе. Бензин низкого качества с большим количеством осадков и примесей – одна из причин образования загрязнений в дроссельном узле.
- Попадание грязи через систему подачи воздуха. Пыль и грязь, оседающие на деталях дроссельного узла, попадают во впускной тракт через загрязненный воздушный фильтр, воздуховод с нарушенной герметичностью. Воздушный фильтр рекомендуется менять в соответствии с регламентом завода-изготовителя (техобслуживание).
- Загрязнение топливного фильтра. Топливный фильтр в отличие от масляного или воздушного, подлежит замене гораздо реже, но это не означает, что он меньше загрязняется и не представляет угрозы для деталей мотора. Грязь с него также может попасть на заслонку.
Опасны также осадки в виде масляной пыли от картерных газов. Масло с грязью и пылью на заслонке образуется из-за картерных газов, попадающих, как правило, через клапанную крышку.
Основные признаки загрязнения
О необходимости чистки говорят такие признаки:
- Трудный запуск двигателя.
- Нестабильная работа мотора (двигатель глохнет во время движения).
- Неровные холостые обороты двигателя (обороты «плавают» на холостом ходу).
- «Зависание» или падение оборотов.
Как почистить
О том, как правильно почистить дроссельную заслонку, знает каждый мастер специализированного автосервиса, но далеко не любой автовладелец. А ведь выполнять эту процедуру рекомендуется не реже 30-50 тыс. км пробега — в зависимости от качества используемого топлива, состояния фильтров и систем.
Почистить дроссельную заслонку можно, не снимая клапан или же со снятием детали. В первом случае используется очиститель впускного клапана. Сначала демонтируется воздуховод, после чего при закрытом состоянии заслонки средство, которое обычно выпускается в виде аэрозоли, наносится на поверхность детали. Грязь и масляные скопления удаляются с помощью мягкой ткани. Далее необходимо открыть заслонку (выжать педаль газа до упора) и удалить загрязнения с боковых поверхностей и каналов. Процедура производится несколько раз.
Обратите внимание, что частичная прочистка так же, как и промывка форсунок без снятия, не позволит полностью удалить все загрязнения с детали. Поэтому лучше все же выполнять процедуру со снятием дросселя.
Полная очистка
Полная очистка от загрязнений и нагара возможна лишь при снятом устройстве. Правильно демонтировать узел нужно так:
- Отсоединить воздуховод.
- Демонтировать заслонку, открутив болты и отсоединив разъемы.
- Средством для чистки карбюратора или специальным составом для дроссельных заслонок с помощью мягкой ткани тщательно протереть деталь изнутри и снаружи.
- Повторить процедуру чистки несколько раз, не допуская сильного механического воздействия, которое может привести к удалению защитного покрытия металла, повреждению самой заслонки и датчика её положения.
- После чистки дросселя собрать весь узел системы подачи воздуха в обратной последовательности.
- «Обучить» заслонку после установки с выставлением оборотов холостого хода в требуемое (заводское) значение.
Как почистить датчик положения дроссельной заслонки
Загрязнения могут попадать и на датчик положения. Из-за неправильной работы датчика, потери или плохого контакта информация, поступающая на ЭБУ автомобиля о положении детали, будет неверной. В результате двигатель не будет набирать обороты — или, что опаснее, во время движения заслонка откроется полностью, что приведет к увеличению скорости вместо торможения.
Жидкостью с мягкой тканью удаляют загрязнения и масляный налет с датчика, не прилагая чрезмерных усилий.
Сколько стоит чистка в автосервисе
При самостоятельной чистке расходы зависят только от стоимости выбранной жидкости. Как правило, это сумма в районе 100-500 рублей в зависимости от производителя и магазина.
О том, сколько стоит почистить дроссельную заслонку в сервисе, мастер сообщит после предварительной диагностики. Помните, что проявление признаков загрязнения вовсе не означает, что требуется только чистка – возможны неисправности узла подачи воздуха и топлива. Поэтому точную цену без проверки назвать невозможно.
Вы можете самостоятельно чистить заслонку двигателя автомобиля, но, если у вас нет специальных навыков, однозначно лучше обратиться к мастерам в специализированный автосервис. В этом случае вы точно сэкономить время и не будете опасаться повреждений элементов системы впрыска, которые можете нанести неквалифицированными действиями.
Зачем нужно чистить дроссельную заслонку и как это делать?
Здравствуйте, друзья, сегодня хочу поделиться полезной информацией, что делать, если ваша машина тарахтит на холостом ходу как трактор и жрет топлива больше, чем перешедший пустыню верблюд выпивает воды, если появляются провалы, рывки, когда нажимаете или отпускаете педаль газа. Все это признаки плохой работы дроссельной заслонки, избавиться от всех перечисленных признаков можно, просто почистив её. Чем чистить дроссельную заслонку, я вам подскажу.
- Что это за штука
- Где она находится
- Как она работает
- Откуда берется грязь
- Снимаем заслонку
- Переходим к мытью
Что это за штука
Такая заслонка в современном автомобиле является механизмом, который регулирует поступление воздуха в цилиндры мотора. Большинство из них устроены элементарно и имеют простой механический привод.
Поэтому погружать вас в дебри электроники, рассказывая про устройство электронных аналогов я не буду. Такие разновидности своими руками проще сломать, чем почистить или отремонтировать.
Важное уточнение, заслонка заменяет собой карбюратор, и если у вас на двигателе стоит карбюратор, тогда заслонку можно не искать, её однозначно нет.
Где она находится
Это элементарное устройство, как правило обнаруживается после того, как снимете корпус воздушного фильтра. Если фильтр располагается сбоку, тогда ищем между выхлопным коллектором и фильтром. Обычно к заслонке идет от воздушного фильтра толстый черный патрубок забора воздуха. Если сами не нашли, тогда либо у вас все же карбюратор, либо автосервис вам поможет с проблемой.
Как она работает
Нестабильность холостых оборотов, «подвисание» (провал) при отпускании газа или наоборот, при нажатии, симптомы плохой работы заслонки. Давайте поясню как правильно она должна работать, и что происходит при неправильной работе:
- На этой заслонке находятся два прибора, один (ДПДЗ) это датчик положения заслонки, второй (РХХ) – называется регулятор холостого хода, он датчиком не считается.
- Благодаря им можно «поддать газу», надавив на соответствующую педаль, кроме того, они стабилизируют оптимальные обороты мотора, в том числе и холостые, открывая либо прикрывая заслонку.
- Заслонка отвечает за своевременную подачу в нужном количестве воздуха в цилиндры мотора, при ускорении она должна мгновенно открываться, при замедлении движения прикрываться.
- На оборотах холостого хода не должна гулять, застывает в оптимальном положении, обеспечивая стабильность работы мотора.
- Когда заслонка загрязнена, она не успевает реагировать достаточно быстро, либо вообще заедает, двигатель «задыхается» и начинает тарахтеть.
- Появляются провалы и рывки при движении.
- От недостатка воздуха, происходит неполное выгорание смеси, мощность снижается, а расход топлива возрастает, появляется дымление из выхлопного коллектора.
- Езда с такой проблемой увеличивает всей цилиндропоршневой группы.
- Может залить свечи, тогда мотор троит и даже глохнет.
В общем вы поняли, она является важным элементом, от которого зависит стабильная работа двигателя. И вопросов для чего нужно мыть заслонку, больше не возникает.
Откуда берется грязь
В поступающем через заслонку воздухе содержится много пыли, взвеси, не задержанной фильтром очистки воздуха, потому что его вовремя не заменили. Вот вы, давно меняли фильтр воздушный на своей машине? А своевременно вы его заменили? Вот отсюда все начинается. Все не задержанные фильтром вещества летят в мотор, частично оседая на заслонке. Помогает всей грязи оседать на заслонке моторное масло.
Откуда там масло? В самой заслонке его конечно же нет, зато масло есть в крышке клапанов, а оттуда к заслонке протянут патрубок. Когда двигатель не совсем новый, он пропускает больше частиц масла и соответственно загрязнение идет быстрее. Слой пыли с маслом покрывает её толстым слоем внутри, и она начинает «залипать». Чистка регулятора холостых оборотов тоже неизбежна.
В сервисах не всегда хотят с ней возиться, и ухитряются её помыть не снимая. Так сверху почистили, и все. Либо забывают о регуляторе холостых оборотов. Деньги возьмут, а работа по факту не выполнена. Лучше сделать самому и грамотно, для лучшего результата. И обойдется намного дешевле. Мы ведь любим экономить на всем?
Снимаем заслонку
Для примера рассмотрим Рено Логан с двигателем К7М, нам ведь не важно какой мотор, важно как и чем промыть. Дроссельная заслонка тут под вот этим большим черным корпусом фильтра в центре.
Для работы нужны такие инструменты:
- Отвертка.
- Ключи гаечные.
- Кисть.
- Очиститель карбюратора, либо бензин.
Приступим к работе:
- Откручиваем воздушный патрубок.
- После этого корпус фильтра, разбирать не нужно, если менять не собираемся.
- После откручивания крепящих болтов, нужно приподнять корпус и открутить нижний патрубок. Убираете в сторону корпус и вот она заслонка перед нами.
- Уплотняющее кольцо, должно располагаться между корпусом и заслонкой. Если оно после снятия оказалось на заслонке, снимите его и наденьте на фильтр, так собирать будет проще.
- Снимите механическую тягу, соединяющую заслонку через механизм с тросом от педали газа. Не нужно ломать, слегка поддели и отвели в сторону, она практически сама соскочит с наконечника 1.
- Затем отключаем датчик положения 2.
- После него, регулятор холостых оборотов 4.
- Просто отжимаете разъемы и снимаете их, никакой грубой силы.
- Снимите дроссельный патрубок 3.
- У основания заслонки есть фиксирующая скоба, снимаем её.
Вытаскиваем заслонку, отверстие под ней заткните чистой ветошью. Во избежание попадания туда грязи и посторонних предметов.
Переходим к мытью
Прежде чем её мыть, снимаем регулятор холостых оборотов. Он крепится двумя винтами. Под ним снимите уплотняющее кольцо из резины, которое нельзя терять и мочить в бензине нежелательно.
Для мытья сойдет бензин, или средство промывки карбюраторов и кисточка. Отмываем со всех сторон, больше внимания внутренней поверхности, там где заслонка прижимается к корпусу.
Если вы не мойщики – маньяки, отдраивать и выскребать до зеркального блеска не зачем. Отмыли грязь, аппарат работает без заеданий, и этого достаточно. После мытья важный шаг – просушка. Надо либо оставлять сохнуть постепенно, либо воспользоваться струей воздуха от компрессора.
Регулятор холостых оборотов не забываем, главное, хорошенько очистить шток и посадочное гнездо. Иначе опять получим проблему с холостыми оборотами. Сборка, процесс не сложный, выполните все действия в обратной последовательности.
Устанавливая заслонку на место, главное попасть в паз, в котором она стояла. Опять же напомню, грубого обращения машина не любит, все возвращаем на место нежно и аккуратно, чтоб не повредить патрубки. Перед тем, как вернуть тягу на место, смажьте её литолом. После защелкивания тяги, проверьте, чтобы она не цеплялась нигде и работала плавно.
После того, как все вернулось на свои места, запускаем мотор. Если наблюдается нестабильность в работе мотора, заглушите его и снова заведите. Все придет в норму через пару запусков.
При замене регулятора холостых оборотов, цирк с гуляющими оборотами неизбежен. С каждым пуском регулятор постепенно адаптируется, поэтому остается только «получать удовольствие». Пугаться не стоит, постепенно все наладится само.
На этом у меня все, до свидания друзья, подпишитесь на обновления сайта, кто не успел и делитесь информацией с друзьями.
Каковы признаки грязной дроссельной заслонки
Промывка дроссельного узла и заслонки не представляет собой трудновыполнимую задачу. Но многие автовладельцы не знают, как правильно, зачем и когда чистить, да и, имея небольшой опыт в обслуживании машины, боятся лезть под капот и делать что-либо своими руками.
В данной статье мы разберём всю процедуру промывки дроссельного узла, и, надеюсь, что у типичного автовладельца отпадут все вопросы по выполнению данной операции.
Что такое дроссельная заслонка (ДЗ), дроссельный узел (ДУ)?
Говоря простым языком, это педаль газа. Нажимая на нее, мы открываем ДЗ, откуда поступает воздух в двигатель, а вместе с ним в цилиндр попадает бензин, повышая обороты двигателя. Чем сильнее нажимаем на педаль, тем больше открыта заслонка, тем выше обороты двигателя.
Где находится ДЗ?
Весь дроссельный узел находится в подкапотном пространстве. Он расположен между связкой впускной коллектор и воздушный фильтр. Иными словами, воздух заходит в фильтр, проходит через ДМРВ, поступает в ДУ, а оттуда идет в двигатель через впускной коллектор (ресивер). Чтобы узнать, где расположена ДЗ, обратите внимание на рисунок (под номером 3).
Зачем и когда чистить/мыть дроссельную заслонку?
Существуют такие понятия, как масляная пыль, картерные газы, масляные отложения — вся эта грязь оседает на стенках ДУ как снаружи, так и внутри. Из-за этого ДЗ перестает закрываться или полностью открываться.
Признаки грязной ДЗ
Самые основные признаки, возникающие в связи с грязной заслонкой:
- Плохой запуск двигателя.
- Нестабильный холостой ход, плавают обороты.
- При движении на малых скоростях автомобиль подергивается.
- Провалы на холостом ходу, двигатель глохнет.
Все эти признаки свидетельствуют о грязном ДУ. Но не спешите делать выводы и браться за чистку узла, т. к. они же могут свидетельствовать о поломке некоторых датчиков: РХХ, ДПДЗ — они находятся на дроссельном узле и могут быть неисправны. В частности, качественная промывка ДУ может вылечить их, но не факт (пройдя по ссылке, вы можете проверить, почистить, заменить РХХ, проверить ДПДЗ, отремонтировать и заменить его). Также похожие симптомы имеет неисправный ДМРВ. Чистить ДУ желательно с периодичностью в 30 тыс. км.
Промывка ДЗ
В данной статье мы опишем два вида чистки ДЗ:
- Поверхностный.
- Полный.
Они отличаются степенью сложности, соответственно — качеством.
Поверхностная чистка
Суть ее заключается в том, что мы не будем разбирать полностью весь ДУ, а пройдемся тряпочкой по заслонке и уберём поверхностную грязь.
Для работы нам понадобится:
- Любое чистящее средство: очиститель карбюратора, спирт, растворитель, бензин, wd-40. Отличаются они степенью «выводимости» грязи.
- Тряпка.
- Щетка.
Первым делом снимаем гофру воздушного фильтра с ДЗ, берём наше чистящее средство и брызгаем внутрь. Начинаем чистить поверхность тряпкой и щеткой. Также не забываем открывать саму заслонку чистить её с обратной стороны. На этом процесс окончен, обратно устанавливаем патрубок фильтра, и все. Но при данном способе очистки мы не сможем полностью прочистить все внутренности ДЗ, продуть все отверстия и каналы, поэтому лучше воспользоваться полной чисткой.
Полная чистка ДЗ
Для выполнения полной чистки заслонки, помимо тряпки и чистящего средства, нам понадобится:
- Плоская, крестовая отвертка.
- Прокладка ДЗ (для 1,5 л) и уплотнительное кольцо ресивера (для 1,6 л).
- Ватные палочки.
- Торцевой ключ на «13».
- 2 болта М13.
В этом случае нам нужно полностью снимать ДУ и чистить его со всех сторон.
- Для того чтобы снять узел, отсоединяем гофру воздушного фильтра, снимаем патрубки охл. жидкости и адсорбера.
- Отсоединяем крепление ДУ, снимаем тросик газа, вынимаем ДУ. Если вам требуется более подробное описание снятия узла, то прочтите статью: Как снять ДУ, ДЗ?
- Сняв ДЗ, отсоединяем и прочищаем датчики РХХ (как почистить РХХ), ДПДЗ и полностью моем со всех сторон заслонку очистителем, обязательно продуваем все отверстия сжатым воздухом.
- Затем все устанавливаем обратно, не забыв поставить новую прокладку.
Как почистить дроссельную заслонку самостоятельно
Неуверенная работа двигателя автомобиля, особенно на холостом ходу и малых оборотах, может быть связана с загрязнением дроссельной заслонки. Эта деталь обеспечивает цилиндры мотора чистым воздухом и с периодичностью в 40-50 тыс. км пробега требует очистки от образовавшихся отложений. Подобная операция в автосервисе обойдется в 700-1000 рублей, так что можно сэкономить, очистив дроссельную заслонку самостоятельно.
Назначение дроссельной заслонки
Назначением дроссельной заслонки является регулирование объема воздуха, поступающего в двигатель внутреннего сгорания бензинового типа. Заслонка размещается между воздушным фильтром и впускным коллектором, через который топливно-воздушная смесь попадает в цилиндры.
При закрытой заслонке во впускной системе создается вакуум, при открытой — давление уравнивается с атмосферным. Дроссельная заслонка может иметь механический привод. Тогда она связана с педалью акселератора с помощью троса. На более современных автомобилях дроссельная заслонка имеет электронное управление с электрическим приводом.
На дроссельную заслонку устанавливается датчик расположения дроссельной заслонки, отвечающий за передачу сигнала о положении заслонки на контроллер. Также в блоке дроссельной заслонки устанавливается регулятор (клапан) холостого хода — при выжатом акселераторе и закрытой заслонке воздух в цилиндры подается через клапан холостого хода либо же включается режим «кикдаун».
Причины загрязнения
Основными компонентами, загрязняющими дроссельную заслонку, являются остатки масла и элементарная пыль. Воздушный фильтр далеко не всегда может избавить поступающий во впускную систему воздух от пыли. Особенно сильно дроссельная заслонка загрязняется, если нарушать периодичность замены воздушного фильтра. В итоге пыль, взвесь или сажа попадают во впускную систему, частично оставаясь на дросселе и дроссельной заслонке.
Способствует этому и то, что на стенках заслонки часто образуется масляная взвесь. Обычно она попадает на дроссель посредством патрубка, выходящего из-под клапанной крышки и предназначенного для отвода картерных газов. Чем больше изношен двигатель — тем больше увеличивается концентрация масляной взвеси под клапанной крышкой и, соответственно, на стенках дроссельной заслонки.
В итоге на стенках узла может образоваться густой налет из масляной пленки и грязи, что приводит к некорректной работе заслонки и всего ДВС. Особенно ярко такие проблемы проявляются на малых оборотах и холостом ходу.
Когда нужно чистить
Загрязнение дроссельной заслонки имеет схожие признаки с засорившимся воздушным фильтром. Проверка и, возможно, чистка дроссельной заслонки показаны при наблюдении следующих симптомов поведения двигателя автомобиля:
- неуверенный запуск мотора;
- неровная работа движка, плавающие оборотов на холостом ходу;
- «подвисание» оборотов при отпускании педали газа;
- при движении на малой скорости (до 15 км/ч) автомобиль дергается;
- появляются провалы на отметке в 1000 об/мин;
- автомобиль глохнет, когда выжимается сцепление.
Не всегда вышеперечисленные симптомы связаны именно с дроссельной заслонкой или даже воздушным фильтром. «Виновником» могут оказаться и другие элементы топливной системы или системы зажигания. Однако проверить дроссельную заслонку при наблюдении подобных признаков все же необходимо.
Снятие заслонки
Для очистки дроссельной заслонки необходимо демонтировать ее с автомобиля. Очистка без снятия дроссельного узла не позволит в полной мере удалить образовавшуюся грязь.
На разных моделях процесс демонтажа может незначительно отличаться, однако, в целом он выглядит следующим образом.
- Снятие производится на холодном двигателе, в обратной ситуации демонтаж грозит ожогом, так как к дросселю подведена охлаждающая жидкость.
- Первым делом нужно отсоединить воздуховод, ведущий от воздушного фильтра к заслонке.
- Затем нужно демонтировать корпус воздушного фильтра. Сам фильтр извлекать нет смысла, если, конечно, одновременно с чисткой заслонки не менять и его. После демонтажа корпуса можно проверить состояние резиновых уплотнителей, с помощью которых он крепится к движку.
- После снятия корпуса воздушного фильтра открывается доступ к заслонке. Если у нее механический привод, то нужно отсоединить тросик, соединяющий ее с педалью акселератора.
- Затем нужно отсоединить разъемы крепления датчика положения и регулятора холостого хода.
- Далее следует снять дроссельный узел, который крепится с помощью фиксирующей скобы. После снятия скобы можно доставать дроссельную заслонку из моторного отсека. Как правило, при снятии рвется прокладка дроссельной заслонки, так что после проведения процедуры чистки придется заменить ее новую.
- Перед тем как приступить к процедуре чистки заслонки, необходимо заткнуть ветошью отверстие, ведущее во впускной коллектор. Попавшая туда пыль или влага могут нанести вред движку.
- В конце с самой заслонки нужно снять регулятор холостого хода, открутив пару винтов на корпусе заслонки.
Пошаговая инструкция очистки
Чистить заслонку можно специальными аэрозолями (LIQUI MOLY DrosselKlappen-Reiniger (LM5111), Mannol Carburetor Cleaner, ABRO Carb&Choke Cleaner (CC-220)), то есть средствами для очистки карбюратора (карбклинерами). Также можно использовать подручные материалы (растворитель, ацетон, бензин или WD-40). Многие из этих средств имеют агрессивный химический состав, так что манипуляции лучше проводить в резиновых перчатках. Перед очисткой необходимо отсоединить все резиновые элементы с корпуса дроссельной заслонки, иначе существует немалый риск, что выбранное средство может их повредить.
- Очистке нужно подвергать не только саму заслонку, но и весь дроссельный узел, в том числе и каналы поступления добавочного воздуха.
- Для очистки можно применить обычную кисточку, особо сильные загрязнения лучше удалять с помощью тряпки с мягким ворсом. Металлические щетки и грубые ветоши использовать нельзя, так как можно повредить молибденовый слой на поверхности узла.
- В идеале нужно наносить средство на 10-15 минут, после чего кисточкой удалять его вместе с нагаром. После смыва следует повторить операцию — снова нанести средство для очистки, подождать некоторое время и удалить его вместе с грязью.
- После удаления отложений узел можно собирать в обратной последовательности. Сначала на место нужно вернуть все резиновые элементы дроссельного узла, затем установить регулятор холостого хода, далее монтировать узел на место с помощью фиксирующей скобы. В конце следует установить корпус воздушного фильтра, затем подсоединить патрубок воздуховода.
В идеале, кроме средства для очистки, можно использовать баллончик со сжатым воздухом. Им можно продуть все каналы и отверстия узла, доступ к которым посредством кисточки затруднен. Также перед установкой дроссельного узла целесообразно заменить прокладку заслонки на новую, благо, что стоит она недорого.
Промывка без снятия
Некоторые автовладельцы предпочитают промывку, то есть очистку дроссельной заслонки с помощью промывочных средств без демонтажа самого узла. Как уже говорилось, достичь нужного эффекта без снятия, вероятнее всего, не удастся, однако, и лишним не будет, особенно если нет возможности для полноценной очистки. Для промывки также используются профессиональные аэрозоли для очистки карбюратора или подручные средства (WD-40).
Для промывки без снятия также нужно отсоединить патрубок воздушного фильтра. Затем нужно при закрытой заслонке побрызгать аэрозолем на ее поверхность и удалить отложения с помощью ветоши. После этого следует открыть заслонку и обработать средством для очистки боковые поверхности и каналы.
Когда чистка не помогает
Нередко даже после очистки дроссельной заслонки в поведении автомобиля ничего не меняется. Все также плавают обороты на холостом ходу, затруднен пуск движка и наблюдаются провалы мощности. В этом случае причина наблюдаемых симптомов может крыться в неисправности либо регулятора холостого хода (РХХ), либо датчика положения дроссельной заслонки. Обе этих детали обычно устанавливаются на саму дроссельную заслонку.
У поломок РХХ и датчика положения дроссельной заслонки существует характерный признак: кроме стандартных симптомов также наблюдается повышенный расход топлива. Проверить исправность датчика можно с помощью мультиметра, также можно убедиться в его поломке, установив заведомо исправную деталь. Обе поломки проще всего исправить простой заменой на новые детали, однако, регулятор холостого хода все же можно попробовать реанимировать, просто промыв его.
В том случае, когда не помогает ни очистка дроссельной заслонки, ни замена датчиков, следует продолжить поиск неисправностей в других элементах топливной и впускных систем, либо системе зажигания.
При чистке заслонки с электрическим приводом после обратной установки понадобится адаптация дроссельной заслонки, то есть регулировка углов ее открытия. На некоторых моделях автомобилей это можно сделать, нажимая педаль газа при включенном зажигании, но не заведенном моторе. На других придется скидывать адаптацию с помощью сканера. Но даже после этого заслонка может адаптироваться еще 100-200 км пробега, во время которых обороты двигателя продолжат плавать.
Зачем чистят дроссельную заслонку на автомобиле?
Большинство автовладельцев замечали, что с течением времени обороты мотора начинают плавать, появляются сложности при запуске двигателя. На холостом ходу ощущаются вибрации, а обороты зависают. Все эти неприятности могут быть связаны с загрязненной дроссельной заслонкой или ее каналами. Из-за пыли и отложений заслонка не может нормально закрываться. Ее заклинивает и закусывает. В этом случае рекомендуется очистить дроссельный узел. Давайте рассмотрим, зачем чистят дроссельную заслонку, откуда берется грязь, как выполнить чистку своими руками и какую химию для этого использовать.
Что это такое?
Не каждый водитель досконально знает устройство своего автомобиля. Поэтому прежде чем узнать, для чего очищать заслонку, следует разобраться, что она собой представляет.
Виды заслонок
Различают механическую и электромеханическую дроссельные заслонки.
Первый вид связан с педалью акселератора непосредственно, при помощи тросика. Когда водитель нажимает на нее, заслонка открывается. В коллектор попадет воздух, который смешивается с горючей жидкостью. Это устаревшая конструкция, и на современных автомобилях она практически не применяется.
В современных автомобилях используют заслонку с электронным управлением. Управляет механизмом блок управления, который получает информацию от различных датчиков и принимает решение о том, в какое положение установить заслонку. Электронный дроссель в паре с ЭБУ обеспечивает оптимальные показатели крутящего момента в любом режиме работы двигателя. Такая конструкция дросселя обеспечивает безопасность и позволяет соблюсти экологические нормы.
Откуда грязь?
В современных автомобилях применена система принудительной вентиляции картерных газов. Система закрытая, чтобы снизить количество вредных выбросов. Из картера мотора в процессе работы вылетают (пусть и в незначительных объемах) пары масла, а также газы из цилиндров.
Воздух, который поступает в заслонку, отнюдь не чистый, как в лаборатории. В нем имеется, кроме пыли, твердая взвесь и много из того, что не смог удержать воздушный фильтр. Часть пыли за счет разрежения попадет в двигатель, а другая осядет на патрубке и заслонке.
В итоге на дросселе, а также на стенках впускного коллектора образуется налет из смеси масла и пыли. Через десять тысяч километров этот налет может даже вывести дроссельный узел из строя. Зачем чистят дроссельную заслонку? Чтобы избежать необходимости ремонта или замены дроссельного узла.
Когда следует чистить?
Зачем необходимо проводить профилактику дросселя, нам понятно. А вот когда наступит этот момент? Попробуем выяснить. Существует несколько симптомов, которые прямо указывают на необходимость обслуживания заслонки.
Можно визуально определить уровень загрязнения. Если на дросселе отсутствуют заметные глазом масляные пятна, значит, решение проблемы нужно искать в другом. Если же заслонка вся в масле и пыли, тогда ей пора на чистку. Теперь понятно, для чего чистят дроссельную заслонку на «Киа Сид» и многих других автомобилях.
Как заслонка влияет на холостой ход?
Все просто – на ней установлены два устройства. Это датчик положения дроссельной заслонки, а также регулятор холостого хода. Эти элементы дают возможность добавить горючую смесь в цилиндры и помогают поддержать оптимальную частоту оборотов коленчатого вала. Если заслонка будет загрязнена, эти датчики не смогут выдавать достоверную информацию – отсюда и нестабильный холостой ход.
Вот зачем нужно чистить дроссельную заслонку. Чистый механизм – залог стабильной работы силового агрегата.
Как чистят на СТО?
Большинство автовладельцев знают о проблеме дроссельной заслонки, но предпочитают обслуживать автомобили на СТО. В любом сервисе есть люди, которые не очень любят работать. В этом случае заслонку моют без демонтажа. При этом даже не трогают регулятор холостого хода.
Как чистить заслонку правильно?
Вне зависимости от модели и марки автомобиля, алгоритм работы одинаковый. Для этого нужен минимальный набор инструментов. Так, это отвертка, гаечные ключи, а также специальная химия, которая продается в любых автомагазинах.
Первым делом снимают воздушный патрубок, а затем откручивают корпус воздушного фильтра. Далее вся эта конструкция снимается полностью в сборе. На этом этапе можно проверить резиновые уплотнители – они со временем теряют эластичность. Если это так, их следует заменить.
На заслонке может быть механическая тяга, соединяющая ее с приводом педали «газа». Тягу нужно снять – она легко поддевается и без усилий отводится в сторону. Затем снимают датчик положения дроссельной заслонки. После демонтажа снимают с датчиков разъемы. Работа требует аккуратности – сила здесь ни к чему. Зачем чистить дроссельную заслонку на ВАЗ-2110? Чтобы мотор работал лучше. А если проявить излишнюю силу, можно сломать датчики.
С заслонки снимают регулятор холостого хода. Он обычно крепится на винтах, открутив которые, можно легко вытащить элемент из узла. Тоннель под этот датчик зачастую весь в пыльно-масляном налете.
До зеркального блеска заслонку можно и не чистить – особого смысла в этом нет. Снаружи она всегда будет грязной. Главное – очистить ее изнутри. Нужно добиться того, чтобы визуально отсутствовал след в месте соприкосновения заслонки с корпусом. Когда эта кромка ушла, можно считать очистку завершенной. Сам процесс производят аэрозольным баллончиком или же с помощью кисти. После прочистки рекомендуется тщательно просушить узел. Далее можно смело собирать дроссельный узел – работа закончена.
Как часто это делать?
Мы знаем, зачем чистят дроссельную заслонку “Кадиллака” – там установлен бензиновый двигатель, а значит, так или иначе, заслонка будет грязной и мотор через некоторое время начнет работать нестабильно.
Средства для чистки
Для чего чистят дроссельную заслонку на ВАЗе, предельно ясно. А вот чем лучше ее очищать? Современный рынок предлагает несколько доступных вариантов:
- Одним из самых лучших средств считается аэрозоль от Liqui Moly Drossel Klappen. Объем баллончика — 400 миллилитров. Ориентировочная стоимость продукта – 520 рублей. Удаляет масляный налет, окислы и грязь.
- Также эффективно работает средство от «Маннол» для очистки карбюраторов. Жидкость хорошо чистит масло и грязь. Цена – 215 рублей за 400 миллилитров в виде аэрозоли.
Еще можно выделить жидкость от «Абро». Это достаточно качественный очиститель, который подходит как для карбюраторов, так и для дроссельных заслонок.
В заключение
Итак, мы выяснили, для чего чистят дроссельную заслонку на «Форд Фокус 3», на ВАЗ, «Кадиллак» и прочих моделях и марках. Это нужная процедура – грязный воздух и масляный туман рано или поздно способны нарушить нормальную работу даже самого надежного и безупречного мотора. Производя регулярную профилактику, мы значительно продлим ресурс двигателя.