Замена полуоси нива шевроле
Руководства и советы по ремонту автомобилей Шевроле
Замена подшипника полуоси Chevrolet Niva своими руками
Автомобиль из класса внедорожников имеет полный привод всех четырех колес. Такой механизм обуславливает наличие заднего моста, который предназначен для передачи крутящего момента от коробки передач к ведущим задним колесам. Вращение колес обеспечивается благодаря наличию шестерней и полуосей в мосту. Полуось соединяется с колесом и приводит его в движение. Но для чего же необходим подшипник полуоси в мосту? Так как тема статьи называется подшипник полуоси, то именно о нем и пойдет далее речь. Рассмотрим подробнее этот механизм в конструкции заднего моста, его назначение, конструкцию (размер, номер и т.д.), неисправности и процесс проведения замены. Для закрепления навыков внизу материала расположено видео, по которому можно наглядно изучить порядок замены.
набор для замены
Комплект для замены на авто с абс
Назначение подшипника полуоси
Подшипник располагается в конструкции заднего моста Нивы Шевроле, ближе к внешнему краю. Как и все подшипники, он выполняет функцию опоры и сглаживания вращающего момента оси заднего моста. Одна часть оси (внутренняя) входит в зацепление с шестернями (имеет шлицы), а вторая выходит из моста, и к ней крепится фланец, тормозные барабаны и колесо Нивы Шевроле. Для того чтобы ось вращалась мягко и при этом не ходила внутри конструкции, имеется шариковый подшипник.
Подшипник располагается в специальном гнезде конструкции моста, где он и выполняет свою непосредственную функцию. Для того чтобы он не перемещался внутри моста, имеется специальная жесткая фиксация на оси, представляющая собой запорную втулку. Таким образом, он имеет двойную фиксацию. Также на полуоси имеется сальник, который обеспечивает герметичное соединение конструкции заднего моста.
Важно! В случае повреждения сальника или его износа, происходит прямое негативное воздействие на подшипник, в результате чего последний выходит из строя. Поэтому необходимо заменить сальник.
При частом использовании автомобиля Нива Шевроле необходимо контролировать состояние подшипника и сальника, и в случае их повреждения незамедлительно проводить замену.
Как и многие детали, подшипник полуоси имеет свою конструкцию, которая характеризуется важными показателями:
1. номер;
2. размер внутренний и внешний;
3. высота.
Эти данные необходимы не только для того, чтобы подшипник можно было установить в посадочное место полуоси и моста, но и также, чтобы он выполнял свои поставленные функции. Но стоит отметить, что если известен один из этих данных, то второй можно не вычислять. Итак, к примеру, подшипник полуоси имеет каталожный номер 2121-2403080. Если известен номер изделия, то этого достаточно для приобретения его в автомагазине. Если необходимо узнать размеры, то в интернете имеются данные: высота и размер.
Если же каталожный номер неизвестен, то после извлечения полуоси можно произвести полные замеры изделия. После измерения должны получиться такие данные:
D внутренний = 40 мм;
D внешний = 80 мм;
Высота (толщина) = 23 мм.
Выход из строя подшипника полуоси может привести к заклиниванию колеса прямо на дороге, что является опасным. Хорошо если скорость движущегося авто будет маленькой и где-то за городом, а ведь Нива Шевроле эксплуатируется не только с маленькой скоростью и по бездорожью. Поэтому такую важную деталь очень важно контролировать и преждевременно проводить замену.
неисправный подшипник
Определить выход из строя можно по характерному звуку из-под колес, а также при наличии повышенного радиального и осевого люфтов.
Важно! Осевой зазор не должен превышать 0,7 мм.
Для определения не нужно набирать скорость, чтобы услышать треск или гул, достаточно включить задний привод и проехать пару метров. Гул или треск возникает в случае отсутствия смазочных материалов, что приводит к рассыпанию изделия.
Важно! Если вы заметили нехарактерный шум в районе задней части, то сразу же стоит удостовериться в исправности подшипников.
Снятие полуоси и замена подшипника
Для того чтобы произвести замену вышедшего из строя подшипника, прежде всего необходимо снять колесо, тормозной барабан, полуось и только после этого осуществляется его замена. Шевроле Нива устанавливается на ровной поверхности и поддомкрачивается задняя часть. Снимается колесо и барабан, процедуру их извлечения можно прочитать в соответствующих статьях. Поэтому останавливаться на этом не будем, а приступим сразу к снятию полуоси.
Снятие полуоси
Итак, процесс снятия таков:
1. Вторым домкратом поднимается часть моста, во избежание вытекания масла при извлечении полуоси.
2. Полуось крепится четырьмя гайками на «17». Используя торцевой ключ, извлекаем гайки вместе с гроверами.
3. Извлекается полуось. Если она зажата и не извлекается, то с помощью молотка и бруса пытаемся ее выбить.
Нива Шевроле комплектуется барабанными тормозами на задних колесах как с системой абс, так и без нее. Без системы абс шли еще первые Шевики. Абс — это антиблокировочная система тормозов, посредством которой происходит предотвращение потери управляемости транспортного средства. Отличия полуоси автомобиля с системой абс от простого заключается в конструкции стопорного кольца. Антиблокировочная система нуждается в стопорном кольце со шлицами. Автомобили без этой системы имеют стопорные кольца без шлицов. На фото ниже представлены отличия.
стопорные кольца с абс и без
Итак, рассмотрим, как производится замена подшипника на внедорожнике Нива Шевроле с системой абс.
1. Проверяется пригодность подшипника. После извлечения полуоси не забудьте о сальнике. Он запрессован в тормозном щитке.
2. Сальник извлекается с помощью отвертки и молотка. После замены подшипника сальник необходимо установить новый.
3. Полуось зажимается в тисках.
4. Извлекается стопорное кольцо с насечками, которое фиксирует подшипник. Выбиваем его зубилом и молотком.
5. Извлекается подшипник аналогичным образом, как и кольцо.
Важно! Проверьте полуось на наличие трещин и сколов. Их не должно быть, в противном случае потребуется расточка.
6. Теперь необходимо поменять старый подшипник на новый. Перед его установкой проверьте наличие смазочного материала внутри. При необходимости добавьте.
7. Подшипник запрессовывается на полуось. Можно воспользоваться трубой соответствующего диаметра и длины не меньше полуоси.
8. Установку стопорного кольца лучше всего производить с помощью его нагрева. Греется кольцо паяльной лампой в течение 5-10 минут до 200 градусов.
9. Устанавливается на полуось кольцо и запрессовывается трубкой.
Теперь ось можно устанавливать на место в последовательности обратной снятию. На этом замена закончена, осталось установить барабан и колесо, и приступить к замене с другой стороны автомобиля Нива Шевроле.
После установки проверьте работоспособность замененных деталей. Проехав несколько сот метров, необходимо прослушать, нет ли посторонних шумов из-под колес. Если шум не обнаруживается, то все сделано правильно. Удачных ремонтных работ!
Замена полуоси подшипника Шевроле Нива
Нива Шевроле относиться к классу внедорожников с полным передним приводом. Это реализовано через установку заднего моста, через который передается крутящий момент к задним колесам. Для этого используется система шестерен и полуосей, которые расположены в мосту. Одним из элементов, подвергающихся излишней нагрузке, а соответственно и наиболее быстро выходящим из строя является подшипник задней полуоси. Поэтому необходимо произвести вовремя диагностику его состояния и при необходимости произвести замену. Как это сделать – можно узнать, ознакомившись с данной статьей.
Предназначение подшипника
Эта деталь расположена в заднем мосте Нива Шевроле, ближе к внешней стороне автомобиля. Как и у любого подшипника основная его функция – сглаживание вращения, поступающего от заднего моста. Полуось выходит из редуктора, где приводиться в действие шестернями и заканчивается фланцем, на котором расположены тормозные барабаны и колесо. Чтобы она плавно вращалась внутри конструкции на нее устанавливается шариковый подшипник.
Он крепиться в специальном посадочном месте на мосту, где обеспечивается усиленная нагрузка на полуось. Чтобы исключить его перемещение внутри моста используется специальная запорная втулка, обеспечивающая двойную фиксацию данного элемента. Дополнительно устанавливаемый сальник обеспечивает герметичность всей конструкции.
Важно помнить, что в случае повреждения сальника происходит утечка смазки, что приводит к повышенному трению внутри подшипника и быстрому выходу из строя. Поэтому при обнаружении повреждений необходимо заменить сальник.
Эти элементы являются одними из наиболее подверженных нагрузок, поэтому требуют периодической проверки и замены.
Устройство подшипника.
Как и большинство деталей в автомобиле подшипник имеет несколько показателей по которым можно подобрать необходимую деталь:
- номер
- внутренний и внешний размер
- высота
Зная эти параметры можно подобрать элемент для замены, который будет подходить для данного автомобиля и правильно выполнять свои функции.
Номером называется значение в каталоге – 21212403080. В большинстве случаев достаточно этих данных чтобы приобрести в магазине модель подшипника для Нивы Шевроле. Если в наличии нет необходимого элемента, можно найти аналоги, зная технические характеристики:
- внутренний диаметр 40мм
- внешний диаметр 80мм
- высота (имеется ввиду толщина изделия) 23мм
Как вовремя заметить неисправность.
Если упустить вовремя не обратить внимание на выход данного элемента из строя то прямо во время движения может произойти заклинивание заднего моста, что на большой скорости может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому нужно периодически обращать внимание на звук колес, чтобы вовремя заметить характерный гул . Обычно это проявляется даже на самой низкой скорости. После этого необходимо замерить люфт колес, который не должен превышать 0,7 мм.
Замена
Чтобы поменять изношенную деталь необходимо снять колесо, затем открутить тормозной барабан и полуось. Для этого необходимо поднять при помощи домкрата заднюю часть автомобиля.
Снятие полуоси проводиться в несколько этапов:
- При помощи домкрата поднимается мост, чтобы при снятии полуоси из него не вытекало масло.
- Открутив гайки на 17 откручивается полусось
- Если ремонт произволиться вовремя и ось не заклинило, то ее можно выбить при помощи молотка и деревянной доски.
Если на Шевроле Нива установлена антиблокировочная тормозная система, то работа проводится немного в другой последовательности. Разница в стопорном кольце со шлицами, которое наглядно видно при сравнении:
Если на автомобиле установлена система АБС то необходим следующий порядок действий:
- проверяется состояние подшипника
- извлекается сальник
- полуось закрепляется в тиски, после чего при помощи молотка выбивается стопорное кольцо.
- Извлекается подшипник.
- Новый подшипник смазывается и меняется на новый
- Стопорное кольцо для лучшей установки нагревается паяльной лампой и устанавливается на место.
- Полуось запрессовывается на место с помощью трубки.
Во время проведения работы необходимо внимательно осмотреть полуось на наличие трещин и сколов.
НИВА КЛУБ
International Niva Club
- Список форумовАвто — ТехникаТехнический раздел Лада 4х4 НиваТрансмиссия
- Поиск
- Ссылки
- Темы без ответов
- Активные темы
- Поиск
- Интернет-магазин «НИВА ШОП»
Снятие полуоси
- Перейти на страницу:
Снятие полуоси
Сообщение Magellan » 12 дек 2009, 03:07
После этого, полуось должна выйти наружу.
Re: Снятие полуоси
Сообщение muzolya » 12 дек 2009, 04:33
Re: Снятие полуоси
Сообщение MEW » 12 дек 2009, 12:59
Re: Снятие полуоси
Сообщение Gimalaev » 12 дек 2009, 13:17
Re: Снятие полуоси
Сообщение Pilot » 12 дек 2009, 16:18
Re: Снятие полуоси
Сообщение ivan1 » 12 дек 2009, 17:52
Re: Снятие полуоси
Сообщение muzolya » 12 дек 2009, 19:26
Должен не согласиться с вами коллега
Машинка старая. Последний раз полуось доставалась. Хммм. Давно.
Но как оказалось эффективно. Я думаю — раз на раз не приходиться.
Re: Снятие полуоси
Сообщение ivan1 » 12 дек 2009, 20:06
Должен не согласиться с вами коллега
Машинка старая. Последний раз полуось доставалась. Хммм. Давно.
Но как оказалось эффективно. Я думаю — раз на раз не приходиться.
Re: Снятие полуоси
Сообщение muzolya » 12 дек 2009, 20:24
Аналогично левая вышла как по маслу
Машинка стоит на козлах, больших, советских, крепких.
Re: Снятие полуоси
Сообщение Pilot » 13 дек 2009, 00:50
Re: Снятие полуоси
Сообщение Зоркий сокол » 14 дек 2009, 23:03
Re: Снятие полуоси
Сообщение Pilot » 15 дек 2009, 00:30
Re: Снятие полуоси
Сообщение muzolya » 15 дек 2009, 17:56
Re: Снятие полуоси
Сообщение ivan1 » 15 дек 2009, 22:21
Re: Снятие полуоси
Сообщение Serg » 03 фев 2010, 11:46
хехе, пробовал я такой метод — не помогло.
и колесо обратной стороной одевал, и ногами его пинал, и кувалдой по нему фигачил, и через верёвку кувалдой дёргал — ноль на массу
помог универсальный инструмент «кувалда»
взял загнул нафиг тормозной щиток и после пары ударов кувалды по фланцу полуось очень охотно выскочилазато перед этим была аццкая камасутра на пару дней по снятию квадратной хреновины, которая полуось держит — там один болт просто наааамертво закис. пришлось эту хрень зубилом фигурно вырубать
ЗЫ: тормозной щиток я кстати потом даж менять не стал, просто обратно загнул. правда немножко перестарался, он сцуко начал цеплять и аццки греть барабан. в итоге много дыма, убитый барабан и куски плавленного силумина от барабана на щитке
я его потом дооооолго выгрызал оттуда, ибо новый барабан вставать не хотел.
Re: Снятие полуоси
Сообщение longer » 09 мар 2010, 11:37
это ж за какое место надо поднять машину и какой иметь рост. чтобы поместитья под мостом поперек.
Замена подшипника полуоси Нивы Шевроле
Автомобиль из класса внедорожников имеет полный привод всех четырех колес. Такой механизм обуславливает наличие заднего моста, который предназначен для передачи крутящего момента от коробки передач к ведущим задним колесам. Вращение колес обеспечивается благодаря наличию шестерней и полуосей в мосту. Полуось соединяется с колесом и приводит его в движение. Но для чего же необходим подшипник полуоси в мосту? Так как тема статьи называется подшипник полуоси, то именно о нем и пойдет далее речь. Рассмотрим подробнее этот механизм в конструкции заднего моста, его назначение, конструкцию (размер, номер и т.д.), неисправности и процесс проведения замены. Для закрепления навыков внизу материала расположено видео, по которому можно наглядно изучить порядок замены.
Комплект для замены на авто с абс
Назначение подшипника полуоси
Подшипник располагается в конструкции заднего моста Нивы Шевроле, ближе к внешнему краю. Как и все подшипники, он выполняет функцию опоры и сглаживания вращающего момента оси заднего моста. Одна часть оси (внутренняя) входит в зацепление с шестернями (имеет шлицы), а вторая выходит из моста, и к ней крепится фланец, тормозные барабаны и колесо Нивы Шевроле. Для того чтобы ось вращалась мягко и при этом не ходила внутри конструкции, имеется шариковый подшипник.
Подшипник располагается в специальном гнезде конструкции моста, где он и выполняет свою непосредственную функцию. Для того чтобы он не перемещался внутри моста, имеется специальная жесткая фиксация на оси, представляющая собой запорную втулку. Таким образом, он имеет двойную фиксацию. Также на полуоси имеется сальник, который обеспечивает герметичное соединение конструкции заднего моста.
Важно! В случае повреждения сальника или его износа, происходит прямое негативное воздействие на подшипник, в результате чего последний выходит из строя. Поэтому необходимо заменить сальник.
При частом использовании автомобиля Нива Шевроле необходимо контролировать состояние подшипника и сальника, и в случае их повреждения незамедлительно проводить замену.
Конструкция
Как и многие детали, подшипник полуоси имеет свою конструкцию, которая характеризуется важными показателями:
- номер;
- размер внутренний и внешний;
- высота.
Эти данные необходимы не только для того, чтобы подшипник можно было установить в посадочное место полуоси и моста, но и также, чтобы он выполнял свои поставленные функции. Но стоит отметить, что если известен один из этих данных, то второй можно не вычислять. Итак, к примеру, подшипник полуоси имеет каталожный номер 2121-2403080. Если известен номер изделия, то этого достаточно для приобретения его в автомагазине. Если необходимо узнать размеры, то в интернете имеются данные: высота и размер.
Если же каталожный номер неизвестен, то после извлечения полуоси можно произвести полные замеры изделия. После измерения должны получиться такие данные:
- D внутренний = 40 мм;
- D внешний = 80 мм;
- Высота (толщина) = 23 мм.
Неисправности подшипника
Выход из строя подшипника полуоси может привести к заклиниванию колеса прямо на дороге, что является опасным. Хорошо если скорость движущегося авто будет маленькой и где-то за городом, а ведь Нива Шевроле эксплуатируется не только с маленькой скоростью и по бездорожью. Поэтому такую важную деталь очень важно контролировать и преждевременно проводить замену.
Определить выход из строя можно по характерному звуку из-под колес, а также при наличии повышенного радиального и осевого люфтов.
Осевой зазор не должен превышать 0,7 мм.
Для определения не нужно набирать скорость, чтобы услышать треск или гул, достаточно включить первую передачу и проехать пару метров. Гул или треск возникает в случае отсутствия смазочных материалов, что приводит к рассыпанию изделия.
Если вы заметили нехарактерный шум в районе задней части, то сразу же стоит удостовериться в исправности подшипников.
Снятие полуоси и замена подшипника
Для того чтобы произвести замену вышедшего из строя подшипника, прежде всего необходимо снять колесо, тормозной барабан, полуось и только после этого осуществляется его замена. Шевроле Нива устанавливается на ровной поверхности и поддомкрачивается задняя часть. Снимается колесо и барабан, процедуру их извлечения можно прочитать в соответствующих статьях. Поэтому останавливаться на этом не будем, а приступим сразу к снятию полуоси.
Итак, процесс снятия таков:
- Вторым домкратом поднимается часть моста, во избежание вытекания масла при извлечении полуоси.
- Полуось крепится четырьмя гайками на “17”. Используя торцевой ключ, извлекаем гайки вместе с гроверами.
- Извлекается полуось. Если она зажата и не извлекается, то с помощью молотка и бруса пытаемся ее выбить.
Нива Шевроле комплектуется барабанными тормозами на задних колесах как с системой абс, так и без нее. Без системы абс шли еще первые Шевики. Абс – это антиблокировочная система тормозов, посредством которой происходит предотвращение потери управляемости транспортного средства. Отличия полуоси автомобиля с системой абс от простого заключается в конструкции стопорного кольца. Антиблокировочная система нуждается в стопорном кольце со шлицами. Автомобили без этой системы имеют стопорные кольца без шлицов. На фото ниже представлены отличия.
Итак, рассмотрим, как производится замена подшипника на внедорожнике Нива Шевроле с системой абс.
- Проверяется пригодность подшипника. После извлечения полуоси не забудьте о сальнике. Он запрессован в тормозном щитке.
- Сальник извлекается с помощью отвертки и молотка. После замены подшипника сальник необходимо установить новый.
- Полуось зажимается в тисках.
- Извлекается стопорное кольцо с насечками, которое фиксирует подшипник. Выбиваем его зубилом и молотком.
- Извлекается подшипник аналогичным образом, как и кольцо.
Проверьте полуось на наличие трещин и сколов. Их не должно быть, в противном случае потребуется расточка.
Теперь ось можно устанавливать на место в последовательности обратной снятию. На этом замена закончена, осталось установить барабан и колесо, и приступить к замене с другой стороны автомобиля Нива Шевроле.
После установки проверьте работоспособность замененных деталей. Проехав несколько сот метров, необходимо прослушать, нет ли посторонних шумов из-под колес. Если шум не обнаруживается, то все сделано правильно. Удачных ремонтных работ!
Снятие и установка полуоси Niva Chevrolet
Полуось в сборе с подшипником заменяют при повышенном по сравнению с обычным шуме со стороны задних колес автомобиля как при движении по прямой, так и на поворотах.
При этом наблюдаются повышенный осевой и радиальный люфты полуоси.
Допускается осевой зазор не более 0,7 мм.
Правка полуоси и замена ее подшипника трудоемки и требуют специального оборудования.
Поэтому рекомендуем при появлении осевого или радиального люфтов полуоси заменять полуось в сборе.
Вам потребуются: ключ «на 17», ключ для гаек колес, инерционный съемник.
Отверните четыре гайки болтов пластины крепления подшипника полуоси.
Установите опору и приподнимите задний мост.
Снимите кронштейн амортизатора с болтов пластины крепления подшипника полуоси
Снимите полуось при помощи инерционного съемника
При отсутствии съемника установите на полуось колесо и закрепите его тремя гайками, не затягивая их окончательно так, чтобы между колесом и полуосью остался зазор.
Прижмите колесо к полуоси и затем резко дерните колесо на себя.
В большинстве случаев после нескольких попыток полуось удается снять.
Если вы не собираетесь менять сальник, соблюдайте осторожность – не повредите его рабочую кромку.
Зафиксируйте тормозной механизм при помощи проволоки.
Осмотрите полуось; если она погнута или имеет трещины, замените ее.
Оцените состояние шлицевого соединения; если шлицы смяты или сильно изношены, замените полуось.
Проверьте состояние уплотнительного кольца.
Смятое или надорванное кольцо замените.
Устанавливайте полуось и снятые детали в порядке, обратном снятию, обращая особое внимание на правильность расположения уплотнительного кольца
Как снять полуось заднего моста Нива Шевроле
Полуось заднего моста на автомобиле Нива Шевроле меняется в случае механического повреждения полуоси, а именно шлицевого соединения, так же полуось меняется в случае выхода из строя подшипника. Характерный признак, указывающий на необходимость проведения данных работ — повышенный шум, стук в задней части автомобиля, отдающийся особенно отчетливо при движение по неровной дороге и на поворотах. Для выполнения ремонтных работ подготовьте стандартный набор инструментов и проделайте следующую последовательность действий:
- Устанавливаем заднюю часть автомобиля на домкрат и снимаем колесо с ремонтируемой стороны. После чего снимаем тормозной барабан с колодками.
- С обратной стороны тормозного щитка, рожковым ключом откручиваем болты крепления пластины подшипника полуоси.
- После чего устанавливаем под задний мост домкрат и приподнимаем немного мост.
- С болтов крепления пластины подшипника полуоси, снимаем кронштейн нижнего крепления амортизатора.
- Инерционным съемником вынимаем полуось из заднего моста. В случае отсутствия съемника, устанавливаем колесо, крепим его на три болта, при этом болты закручиваем не до конца, так чтобы оставался зазор, после чего прижимаем полуось и резким рывком вытягиваем ее.
- После снятия полуоси, тормозной механизм фиксируем на проволке в подвешенном состояние.
- Оцените состояние шлицевой части полуоси, если на поверхности шлицев имеется выработка или механические повреждения, то замените полуось. Так же ось подлежит замене в случае деформации.
- Проверьте состояние уплотнительного кольца, если оно сильно смято или порвано, то замените кольцо на новое.
- При установке полуоси, контролируйте состояние уплотнительного кольца, чтобы оно при монтаже не повредилось.
На этом ремонтные работы по снятию полуоси заднего моста на автомобиле Нива Шевроле завершены. Установку проведите в обратной последовательности.
Меняем подшипник полуоси на Нива Шевроле: номер подшипника и артикулы
Полуоси в заднем мосту Нива Шевроле испытывают очень серьёзные нагрузки. Порядочно достаётся и сальникам, и, естественно, подшипникам, о которых сегодня и пойдёт речь. Если идёт разговор об их замене, завод изготовитель скромно советует менять их вместе с полуосями. Стоит это недешево, поэтому сегодня будем пробовать делать замену подшипника полуоси на Нива Шевроле, рассмотрим артикулы и производителей, послушаем советы специалистов.
Когда меняют подшипники на полуосях Нивы Шевроле
Поскольку наш автомобиль эксплуатируется зачастую в очень сложных условиях, нагрузки на подшипники очень высоки. Кроме нагрузок, подшипник может подвергаться атаке влаги, когда сальник полуоси выходит из строя. Тогда же из картера заднего моста может начать течь масло. В результате подшипник плохо смазывается, а консистентная смазка вымывается со временем.
Прохрусты от заднего колеса свидетельствуют о выходе из строя ступичного подшипника.
Самым ярким симптомом выхода подшипника из строя будет повышенный шум на любых скоростях. В более тяжёлых случаях может наблюдаться как радиальный, так и осевой люфты.
Завод допускает осевой зазор полуоси не более 0,7 мм , но чаще всего полуось скажет о разрушении подшипника сильным шумом и треском.
При первых симптомах неисправности подшипника нужно приступать к замене.
Номера и артикулы
К счастью, подшипник полуоси — не самая дефицитная деталь. Он один из самых востребованных из 500-й серии однорядных подшипников и выпускается огромным количеством заводов на территории СНГ, а также во многих странах Европы. Его промышленный индекс — 180508 , индекс его зарубежных аналогов — 62208-2RS . Автозаводской артикул — 2121-2403080 .
Подшипник полуоси — 180508.
Технические параметры подшипника такие:
- диаметр внутренней обоймы — 40 мм;
- диаметр наружной обоймы — 80 мм;
- ширина обоймы — 23 мм;
- масса — 440г;
- подшипник имеет 9 шариков диаметров 12,7 мм;
- номинальная частота вращения — 5600 об/мин.
Лучшие импортные производители — NSK (62208DD), FAG, SKF, SNR. Средняя цена подшипника отечественного производства — 200-250 рублей . Дешевле покупать не стоит, поскольку это будет некачественный Китай или откровенный неликвид. Импортные аналоги могут стоить до 800–1000 рублей . Собственно, по этим параметрам легко подобрать подходящий подшипник для полуоси Шнивы.
Снимаем полуось, подбираем инструмент, расходники и приспособления
В первую очередь стоит обратить внимание, что во время замены подшипника нужно устанавливать не только его, но и новые сальники полуоси, новые стопорные кольца. Для автомобилей с ABS и без неё стопорные кольца отличаются — на машинах без антиблокировочной системы стопорное кольцо полуоси имеет гладкую поверхность, а в машинах с ABS — стопор со шлицами. Перепутать их невозможно. Собираем инструмент и приспособления:
- Болгарка.
- Стандартный набор инструментов и отвёрток.
- Инерционный съёмник полуоси.
Инерционный съемник полуоси.
Новый комплект — сальник, стопорное кольцо и подшипник.
Инструмент подобран, теперь можно снимать полуось. Делается это в такой последовательности:
- Устанавливаем машину на ровную поверхность, под передние колеса устанавливаем противооткатные упоры.
- Срываем крепление колеса, поддомкрачиваем автомобиль, устанавливаем под задний мост подставку.
- Снимаем колесо и откручиваем винты крепления тормозного барабана.
Выворачиваем болты крепления тормозного барабана к полуоси.
Сбиваем тормозной барабан, используя деревянный брусок.
Отворачиваем четыре гайки болтов пластины крепления подшипника полуоси.
Снимаем полуось при помощи инерционного съемника.
Доставая полуось, нужно стараться не повредить сальник, если менять его нет желания или необходимости. После этого весь тормозной механизм подвешивается на пружину с помощью проволоки.
Меняем подшипник полуоси Шевроле Нива
Полуось демонтирована, теперь стоит осмотреть её внимательно. Если она требует правки или на её поверхности есть трещины и механические повреждения, она подлежит замене. Также внимательно осматривается шлицевая часть полуоси. При любых повреждениях полуось придётся заменить. Если с полуосью все в порядке, меняем подшипник и стопорное кольцо:
- Подшипник и стопорное кольцо запрессованы на полуось с термонатягом, поэтому для их удаления придётся применять болгарку и зубило. Зажимаем полуось в тиски.
Зажимаем полуось в тисках и пилим старый подшипник болгаркой.
Как заменить подшипник полуоси Нива Шевроле у заднего моста (2123, 2121, 2131)
- ➡️ Признаки неисправности подшипника полуоси заднего моста на Нива Шевроле
- ➡️ Устройство заднего моста и полуоси
- ➡️ Демонтаж узла и подшипника для замены
- ➡️ Замена шарикоподшипника полуоси на новый
- ➡️ Подшипник полуоси: цена, артикул, размеры
- ➡️ Рекомендации, советы и полезные видео
У Нивы Шевроле 4×4 за передачу крутящего момента от редуктора к колесам отвечает полуось, которая так же воспринимает радиальную и осевую нагрузку. Подшипник полуоси Нива Шевроле в этой конструкции является опорой, поэтому нагрузки в большей степени передаются именно на него — это служит причиной частых поломок.
Замена подшипника полуоси Нива Шевроле, операция, которая не рекомендуется заводом изготовителем. В официальном руководстве указано, что в случае поломки составляющих деталей оси, требуется заменить узел целиком.
Так как стоимость узла в сборе на много превышает стоимость подшипника, сальника и опорного кольца, владельцам целесообразнее менять шарикоподшипник отдельно.
В данном материале подробно изложена пошаговая инструкция по замене подшипника задней полуоси на Нива Шевроле (ВАЗ 2123) своими руками, а именно:
- Как сделать диагностику и проверку;
- Как правильно вынуть ось из моста и демонтировать старые детали;
- Как установить новый шарикоподшипник на ось;
- Как выбрать шарикоподшипник по производителю (с абс / без абс), цене, номеру, маркировке, артикулу и размерам;
- Дополнительные рекомендации по выполнению ремонта с полезными видео (например, замена сальника).
Признаки неисправности и износа подшипника задней полуоси Нива Шевроле
Как было сказано в начале статьи, на подшипнике полуоси заднего моста Нива Шевроле сосредоточены нагрузки радиального и осевого типа.
Так как сам шарикоподшипник радиальный, это означает, что осевые нагрузки должны быть минимальны или отсутствовать, но они появляются в случае возникновения люфта внутренней обоймы по посадочной поверхности. Так же люфт появляется внутри самого подшипника, когда изнашивается дорожка качения, шарики, сепаратор.
Другие причины поломки:
- Износ и протечка сальника;
- Попадание грязи и влаги;
- Биение вала;
- Перемещение запорной (стопорной) планшайбы по шейке вала, в результате чего появляется люфт у подшипника;
- Дисбаланс вала.
Устройство полуосей и инструкция по замене подшипника и сальника задней полуоси на Шевроле Нива своими руками
На внедорожниках Нива Шевроле полный привод задних колес реализован путем использования в конструкции трансмиссии заднего моста. В нем устанавливаются полуоси, которые через шлицевые соединения приводят в движение колеса.
Для обеспечения фиксации и плавности осевого вращения в конструкции привода устанавливаются опорные одно — или двухрядные подшипники.
Устройство
Конструктивно полуоси заднего моста идентичны и взаимозаменяемы. На рисунке 1 видно, что полуось под номером 22 внутренней частью входит в зацепление через шлицевое отверстие полуосевой шестерни, на наружную часть вала запрессован однорядный шариковый подшипник 8.
Подшипник полуоси на Chevrolet Niva прижат в посадочном поясе балки с внутренней стороны самоподжимным реверсивным сальником 11, а снаружи – резиновым кольцом.
Основные параметры заводских деталей для ремонта
Основные технические показатели узла: диаметр и длина оси, количество и длина шлицевого пояса, вид подшипников и уплотнительных сальников. Данные показатели определяются конструктивными особенностями системы и расчетными тяговыми усилиями при сопоставляемых эксплуатационных режимах на момент проектирования и производства.
Нередко под действием больших нагрузок происходит деформация полуосей, происходит преждевременный износ и заклинивание опорных шариковых подшипников, деформация и усталостный износ уплотнительных сальников с последующей утечкой трансмиссионного масла из моста.
Заводы по производству запасных частей для отечественного автопрома постоянно стремятся к улучшению изготавливаемых узлов и агрегатов ТС. Они регулярно предлагают потребителям более новый, надежный, современный продукт.
Рассмотрим технические параметры приводных элементов заднего моста внедорожника.
Полуось
- Каталожный номер:21230-2403069-00, 21230240306900, 2123-2403069.
- Длина:760 мм.
- Диаметр под сальник: 35 мм
- Вес: 8,4 кг.
- Фирма производитель: Автоваз
- Средние рыночные цены: 6900 рублей.
Существующие аналоги:
- полуось производителя «ВолгаАвтоПром», стандартный типоразмер для ВАЗ 2121 Chevrolet Niva, средняя цена 3400 руб.;
- российской фирмы «Avtostandart», средняя цена составляет 3900 руб.
Шариковые подшипники качения
- Каталожный номер: 2121-2403080. Обзначение — ГПЗ — В76-180508АК2УС9.
- Производственный индекс: 180508, 62208-2RS
- Фирма производитель: АВТОВАЗ
- Средние рыночные цены: 400 рублей;
- Внутренний диаметр — 40 мм;
- Диаметр наружный — 80 мм;
- Ширина — 23 мм;
- Вес — 440г;
- Номинальная частота вращения — 5600 об/мин.
Зарубежных производители подшипника— NSK, SKF, SNR. Средняя цена от 600 рублей.
Сальники
- Каталожный номер: 21100-2301034-00-0 — левый и 21100-2301035-00-0 — правый.
- Габаритные размеры: 35х57х9 мм.
- Фирма производитель: АВТОВАЗ.
- Средние рыночные цены: 45-60 руб.
Существующие альтернативные варианты:
- сальник привода шруса 2110,08 «РТ» универсальный, производитель РЕЗИНОТЕХНИКА;
- уплотнитель привода полуоси ВАЗ-2110-2112, 2123 правый/левый (35х57х9), производитель General Motors.
Стоит отметить также немецкого производителя фирмы Кортеко (Corteco). Данной фирмой выпускается широкая линейка сальников для ВАЗ-2123.
Готовые ремкомплекты
На рынке запчастей также можно приобрести уже готовый ремонтный набор для обслуживания задних полуосей ВАЗ-2123.
Ремкомплект полуоси задней ВАЗ 2123 Chevy Niva фирмы ESPRA состоит из подшипника 2121-2403080, уплотнительного сальника 2110-2301034 и запорного кольца 2123-2403084. Средняя цена такого набора составляет 690 — 890 рублей.
Интересное! Некоторые владельцы Нивы предпочитают приобретать именно готовые наборы одного производителя, считая это некой гарантией сопоставимости заменяемых частей.
Усиленные модификации
Чем усиленные разборные полуоси разгруженного типа лучше стандартных:
- Двухрядный подшипник от передней ступицы Приоры, выдерживает гораздо большие нагрузки и более долговечен.
- Легированная сталь которая прошла специальную термическую обработку применяется при изготовлении вала, за счет этого он имеет больше прочности на скручивание (сталь 35ХГСА и твердость термообработки 55-56). Производители усиленных полуосей способны повышать предел на скручивание за счет более прочных материалов от требуемых стандартных 250 до 350 кг.
- Исполнение узла на 24 шлица снижает вероятность срыва самой опасной части соединения;
- Съемная конструкция ступицы;
- Самоконтрящаяся ступичная гайка;
- Не требует обязательного усиления заднего моста;
- Не превышает массу стандартной полуоси;
- Позволяет использовать колеса большего диаметра;
- Данная деталь полностью взаимозаменяема со стандартной заводской модификацией.
Практичность – заменить подшипник гораздо проще так как при этом не нужно нагревать стопорное кольцо и сливать масло, это облегчает процесс ремонта. Установленный двухрядный подшипник легко найти практически в любом магазине автозапчастей.
Стоит отметить и других производителей усиленных механизмов для заднего моста:
- усиленные модификации для ВАЗ 2121 и Chevrolet Niva производителя AVT. Средняя цена 16.000 руб.;
- комплект усиленных полуосей на 24 шлица VAL-RACING, артикул для заказов : VR-30-B24002ABS. Средняя цена 17100 руб.
Похожие статьи:
Как определить, что пора менять ступичные подшипники на Ниве Шевроле и как провести замену самостоятельно?
Устройство и замена рулевых тяг и наконечников на Ниве Шевроле своими руками
Подробная инструкция по замене подшипника первичного вала КПП Шевроле Нивы
Замена привода, сальника и подшипника
Необходимость замены полуоси и ее комплектующих может быть вызвана увеличенным посторонним шумом в заднем мосту, износом как шлицевого соединения, так и усталостное разрушение опорных подшипников.
Также зачастую происходит деформация уплотнительного сальника. В результате чего уменьшается уровень трансмиссионного масла, что может привести к выходу из строя всей системы.
Регулярный осмотр, диагностика заднего моста позволят избежать в дальнейшем сложного, дорогостоящего ремонта.Для выполнения замены деталей заднего привода понадобятся следующие инструменты и материалы:
- ключи накидные и торцевые в наборе;
- плоская отвертка;
- баллонный ключ;
- молоток;
- болгарка;
- паяльная лампа или газовая горелка;
- зубило;
- настольные тиски;
- домкрат;
- дополнительная деревянная опора;
- оправка, равная диаметру сальника полуоси;
- обратный молоток.
Процесс разборки и замены полуоси:
- Установите автомобиль на подъемник либо на эстакаду. Работы следует проводить на выключенном ручном тормозе.
- Демонтируйте задние колеса открутив крепежные гайки.Замена
- Задний тормозной барабан крепится 2-мя болтами к ступице. Для снятия воспользуйтесь ключем на «12» и молотком (лучше с пластиковой ударной частью) для обстукивания кожуха по периметру.
- После снятия необходимо очистить его внутреннюю поверхность щеткой по металлу и снять зачистным кругом с болгаркой крайний буртик. Это обеспечит Вам более быструю и простую сборку тормозного механизма в обратной последовательности.
- Чтобы заново не пришлось собирать задний тормозной механизм, привяжите его в сборе на вязальной проволоке либо на веревке к задней пружине.
- Открутите 4 крепежных гайки болтов пластины опорного подшипника.
- Чтобы задний мост не опустился — подоприте его упором из бруса либо зафиксируйте на домкрате. На пол установите широкую тару для сбора вытекающего трансмиссионного масла.
- Демонтируйте кронштейн амортизатора.
- Резкими движениями вытяните полуось из посадочного места при помощи обратного молотка.
Процесс замены сальника:
- Снимите резиновую заглушку с фланца моста.
- Пассатижами с шлицевой отверткой аккуратно демонтируйте старый уплотнитель. Следите за тем, чтобы не оставить задиры на зеркале посадочного места сальника в картере заднего моста. В противном случае трансмиссионка будет регулярно подтекать через риски в металле.
- Перед установкой нового сальника, его внешний посадочный пояс необходимо немного смазать WD-40 либо маслом из моста. Для запрессовки воспользуйтесь старым сальником либо подходящей по диаметру оправкой и молотком. При установке следите за равномерным и соосным захождением корпуса уплотнителя относительно оси.
Советы владельца а/м Нива Шевроле: «Denis-142» с сайта “DRIVE-2” советует также, попутно, проверять ступичный подшипник, сменить смазку в корпусе для более лучшей работы. Денис устанавливал на свой автомобиль комплект сальников фирмы «Резинотехника», которые подходят размер в размер.
Процесс замены подшипника:
- Зафиксируйте старую полуось в тисках.
- Для демонтажа стопорного кольца и подшипника необходимо аккуратно сделать не сквозной косой надпил отрезным кругом с болгаркой.
- Далее с помощью зубила и молотка произвести последовательное простукивание заменяемых деталей до полного снятия с вала.
- Для запрессовки нового упорного подшипника воспользуйтесь отрезком трубы подходящего диаметра или специальной оправкой. Упираться необходимо исключительно внутреннее кольцо шарикового подшипника.
- Для установки стопорного кольца на ось воспользуйтесь газовой горелкой или паяльной лампой. Новую запчасть необходимо разогреть в течении 5 минут и через трубку-переходник быстро посадить на вал до упора. При работе соблюдайте меры безопасности!
- После остывания кольца можно устанавливать собранную конструкция в задний мост в обратной последовательности.
Совет бывалого владельца внедорожника: «Сан Саныч 45» из г. Кореновск с форума “drom.ru” советует при сбивке подшипника молотком производить удары по кругу а не в одну точку, чтобы не было перекоса. Также Александр вскрывает всегда новый подшипник, по его мнению заводской смазки недостаточно для продолжительной работы подшипника полуоси. В его опыте были случаи приобретения новых деталей с полностью отсутствием смазки внутри корпуса.
Совет! Выравнивание полуоси в случае деформации предполагает применение технологического оборудования. При возникновении биения, увеличения люфтов в системе настоятельно рекомендуется не экономить, а выполнить замену дефектной детали в сборе с комплектующими.
После сборки системы, затяжки всех креплений ремонтного узла, установите ТС на ровную поверхность. Обязательно визуально проверьте требуемый уровень трансмиссионного масла в заднем приводе Нивы.
Полезное видео
Посмотрите интересное видео про замену опорного подшипника задней полуоси на Шевроле Нива без применения болгарки:
Особенности замены подшипника полуоси Нивы Шевроле своими руками
Владельцы популярного вседорожника Нива Шевроле часто используют автомобиль по своему прямому назначению – преодолевают бездорожье, грязь, броды, снег. В результате такой активной эксплуатации быстро выходят из строя детали подвески, трансмиссии, сальники и подшипники.
Слабое место конструкции — подшипник задней полуоси, который может потребовать замены на Шевроле Нива уже через 30-40 тыс. км. Несмотря на рекомендацию завода по замене всей полуоси в сборе, большинство автолюбителей предпочитают менять отдельно сальник и опорный шарикоподшипник. Несложная операция обходится в разы дешевле, чем покупка и установка всего узла в сборе. Разберем порядок действий по замене задней полуоси на автомобилях семейства Нива.
Когда и почему выходит из строя подшипник полуоси на Нива Шевроле
Свою историю Chevrolet Niva ведет от обычной Нивы или ВАЗ 2121, которая встала на конвейер более 40 лет назад. В свою очередь этот вазовский внедорожник разработан на узлах и агрегатах ВАЗ 2106 и имеет много общих с ним конструктивных решений — как удачных, так и сомнительных. Слабым местом стали шарикоподшипники задней полуоси.
Подшипник размещен внутри чулка заднего моста ближе к ступице и запрессован с натягом на полуось. Второй конец полуоси свободно входит в дифференциал заднего редуктора и ничем там не фиксируется. Со стороны колеса полуось крепится пластиной с 4 болтами. Поэтому при езде по бездорожью или установки колес большего диаметра на сам подшипник действуют как осевые, так и радиальные силы. Этой нагрузки достаточно, чтобы быстро прикончить относительно слабый однорядный подшипник. Если на жигулях эта проблема стоит не так остро, то на более массивном автомобиле поломка встречается гораздо чаще.
Основные причины выхода из строя:
- неаккуратная езда на бездорожье, особенно в сочетании с резкими ударами;
- преодоление бродов и попадание влаги внутрь моста;
- износ сальника и попадание масла из заднего редуктора;
- смещение запорного кольца из-за его неправильной установки или брака;
- радиальное биение полуоси (обычно возникает из-за деформации самого вала);
- повреждение посадочных площадок на полуоси или внутри чулка моста;
- установка колес большего диаметра и вылета, чем рекомендуемые заводом.
Важно! Допустимый заводом осевой люфт полуоси не должен превышать 0,7 мм. Радиальный люфт не допускается и выступает основанием для замены подшипника.
Выявляем неисправность на ВАЗ 2123
Как говорят гаражные мастера – “Стук всегда вылезет наружу”. Дожидаться этого не стоит, иначе придется вызывать эвакуатор или ремонтировать узел в полевых условиях. На самом деле диагностировать неисправность легко самостоятельно. Первый признак разрушения подшипника – это повышенный шум, неприятные металлические звуки со стороны ступицы, повышенный нагрев металла в месте его установки.
Внимание! Кроме подшипников на полуосях в заднем мосту автомобиля ВАЗ2121 и Нива Шевроле, есть также подшипники в дифференциале и редукторе. Шум может исходить от них или от изношенной главной пары.
Точно определить источник шума помогут следующие действия:
- вывешиваем заднее колесо, подняв на домкрате автомобиль;
- начинаем прокручивать руками колесо (КПП в положении нейтраль) — посторонний шум при этом недопустим, вращение должно быть легким без закусывания;
- потяните колесо на себя, люфт в осевом направлении более 1 мм говорит об износе обоймы подшипника и скорой его поломке;
- течь масла из-под резинки сальника полуоси также служит основанием для снятия и разборки узла с последующей дефектовкой.
Не стоит затягивать с ремонтом, если появился хотя бы один из этих признаков. Экономия в этом случае сомнительная, а разрушившийся в движении подшипник может вылиться в дорогостоящий ремонт с заменой всей полуоси в сборе.
Пошаговая инструкция по замене подшипника полуоси
Перед тем как приступить к снятию и замене неисправного узла необходимо подготовить инструмент и приобрести новый подшипник, сальник, стопорную шайбу. Старые придется разрезать или сбивать молотком, поэтому повторно использовать их не получится.
Сам шарикоподшипник однорядный, относится к распространенной 500 серии. Его серийный номер 180508 у отечественных или 62208-2RS у иностранных производителей. Артикул завода изготовителя – 2121-2403080. Импортные аналоги есть у SKF, FAG, NSK и других, а стоимость не превышает 900-1000 рублей за штуку.
Важно! Подшипник для автомобилей Нива с ABS и без нее одинаковый, отличия заключаются в запорных кольцах (гладкая поверхность без АБС, со шлицами для комплектации с АБС). Также подходит деталь от простой Нивы ВАЗ 2121 и её модификаций.
Необходимый инструмент для ремонта своими руками
Замена подшипника полуоси Нива Шевроле не всегда проходит гладко, поэтому заранее стоит позаботиться о наличии специального инструмента.
Нам понадобятся:
- набор ключей и отверток;
- болгарка;
- обратный молоток или инерционный съемник;
- слесарный инструмент – молоток, зубило, напильник;
- газовая горелка или паяльная лампа;
- труба диаметром 40 мм и около метра длиной, толщина стенки 3-4 мм;
- смазка типа литол24 или аналоги.
Разборка узла и демонтаж шарикоподшипника
Автомобиль устанавливаем на ровную площадку или вывешиваем на подъемнике. Обязательно ставят противооткатные упоры, а поднятую сторону машины дополнительно опирают на надежное основание, например, несколько толстых брусков или специальную треногу. Усилия при демонтаже прикладываются большие, и есть риск уронить автомобиль с неустойчивой опоры.
Порядок действий по снятию задней полуоси:
- Снимаем колесо с неисправной стороны.
- Откручиваем болты крепления тормозного барабана. Если барабан не снимается руками эти болты можно использовать в качестве съемника, вкрутив в специальные отверстия. Или аккуратно выбиваем молотком через деревянную прокладку.
- Ступицу удерживает 4 болта крепления на 17, подобраться к которым можно с обратной стороны защитного кожуха тормозного механизма. На этом этапе можно визуально оценить величину осевого зазора в подшипнике.
- Открутив болты, приподнимаем задний мост так, чтобы масло из редуктора не вытекло через чулок.
- Выдергиваем полуось ударным съемником или обратным молотком. Можно использовать запаску в качестве инерционного съемника. Для этого накидываем диск и слегка наживляем гайки. Энергичными рывками на себя стаскиваем полуось с места.
- Достаем полуось вместе с резиновым уплотнителем. Тормозные колодки подвешиваем за проволоку к элементам подвески.
Осматриваем полуось на наличие механических повреждений, не погнута ли она и состояние шлицевых соединений, тогда лучше заменить полуось на новую. В остальных случаях просто заменяют подшипник и сальник.
Замена подшипника на снятом валу
Конструкция стопорного кольца не позволяет просто так снять его. Он устанавливается с термонатягом, поэтому повторное использование и разбор без нарушения целостности невозможен:
- Болгаркой разрезаем старую шайбу, можно вместе с обоймой подшипника. Лучше всего надрезать кольцо, а окончательно удалить при помощи зубила и молотка. Так минимален риск повреждения полуоси.
- Очищаем посадочное место от остатков смазки, ржавчины и грязи.
- Полуось устанавливаем вертикально на ровную поверхность. Шарикоподшипник запрессовываем легкими постукиваниями до его соприкосновения с буртиком. Вращение внутренней обоймы относительно оси не допускается.
- Теперь устанавливаем стопорную шайбу на место. В холодном состоянии она не должна садиться на полуось. Для придания ей пластичности нам потребуется любая горелка или печь. Нагревать нужно до 250 градусов или цвета побежалости (темно-красный). Быстро берем нагретое кольцо плоскогубцами, помещаем на место и энергичными ударами молотка добиваемся совмещением с обоймой подшипника.
- Даем деталям остыть, проверяем легкость вращения.
- Устанавливаем сальник на место. Собираем полуось на место в обратной последовательности. Проверяем уровень масла в редукторе.
Совет! На заводе не всегда закладывают смазку в подшипник, поэтому перед запрессовкой проверьте наличие смазки или заложите новую (Литол, другая пластичная смазка).
Итоги
Заменять подшипник задней полуоси Шевроле Нива по силам автовладельцам с минимальными навыками авторемонта. Эти операции не потребуют специальных инструментов, замену можно производить на подходящей ровной площадке около гаража. Таким образом вы не только сэкономите на услугах сервиса, но и будете уверенным в качестве произведенных работ. Рекомендуется замену подшипника совмещать с прочим работами по обслуживанию заднего моста: ремонт тормозов, подвески, замена текущих сальников.